а я и не знаю, где ты и с кем
подумала, что многим может быть интересно
вступительный экзамен на мехмат мгу 2012 год

вариант


1.Найдите многочлен 2-й степени, если известно, что его второй коэффициент равен `-7`, а его корни `-2/5` и `11/3`.

2. Вычислите: `3^(log_3 (-log_6 (7/1512)) )`.

3. Решите неравенство: `(4^x-2^(x+3)+15)*sqrt(3^x-9) >= 0`.

4. Решите уравнение: `cos4x+cos2x-sqrt(2)*cos3x=0`.

5. Найдите площадь фигуры, состоящей из множества всех (x;y), удовлетворяющих уравнению: `|2x+y|+|y|+2|x-1|=2`.

6. Центр окружности лежит на стороне `BC` треугольника `ABC`. Окружность касается сторон `AB` и `AC` в точках `D` и `E` соответственно, и пересекает сторону `BC` в точках `F` и `G` (точка `F` лежит между точками `B` и `G`). Известно, что `BF=1`, а `BD : DA = AE : EC = 1:2` . Найти отрезок `CG`.

7. При каких значениях параметра `a` уравнение имеет единственную пару решений `(x;y)`: `a*sqrt(x+y)=sqrt(2x)+sqrt(y)`

8. Основанием пирамиды `SABC` служит правильный треугольник `ABC` со стороной `sqrt(3)`. Ребра `SA=SB=4`; `SC=5`. Окружность верхнего основания Верхнее основание прямого кругового цилиндра имеет с каждой боковой гранью пирамиды ровно одну общую точку, а нижнее же лежит в плоскости основания `ABC` и касается одной из сторон треугольника `ABC`. Найти радиус цилиндра.

Пара задач из другого варианта.

4. Найдите площадь фигуры, состоящей из множества всех `(x;y)`, удовлетворяющих уравнению: `|x|+|x+3y|+|y-2|=6`.

6. Окружность касается сторон `AB` и `BC` треугольника `ABC` в точках `D` и `E` соответственно и пересекает сторону `AC` в точках `F` и `G` (точка `F` лежит между точками `A` и `G`). Известно, что `(AD)/(DB) = 2/1`, `BE=EC`, `AF=5`, `GC=2`. Найдите радиус окружности.

@темы: Задачи вступительных экзаменов

20:34

Пусть p, q - простые, p>q>3. Доказать, что (`p^2 - q^2`) делится на 24, причем доказать нужно, разложив `p^2 - q^2` на множители.

начал решать так: поскольку p и q - простые и больше 3, то можно представить их в виде, соответственно, p = 2k+1, q=2m+1, где k и m - некоторые натуральные числа. Подставляя эти значения, получим, что `p^2 - q^2` = `4k^2 + 4k + 1 - 4m^2 - 4m - 1 = 4 (k^2 - m^2 +k - m)`, значит, `p^2 - q^2` делится на 4. Теперь надо доказать, что `(k^2 - m^2 +k - m)` делится на 6, и на этом застопорился. Не подскажете, как это сделать? Или, если мой вариант доказательства изначально неверен, не подскажете, как должно было быть? Заранее спасибо.

@темы: Задачи вступительных экзаменов, Теория чисел

18:21

Вокруг треугольника АВС со стороной АВ=3 описана окружность радиуса 2. Высота, проведенная из вершины А, пересекает эту окружность в точке D. Найдите CD.
Понятно,что треугольник ACD будет прямоугольным(угол ACD опирается на диаметр).AD=4 (диаметр).Если найти сторону AC, то можно было бы найти CD по теореме пифагора.Но как её найти?

@темы: Планиметрия

Найти наибольшее и наименьшее значения функции в замкнутой области D, заданной системой неравенств:

`z=x+y, D:x^2+y^2<=4`

Рассматривало пример из "Соболь Практикум по высшей математике", с. 452. Пример практически аналогичный. Но проблема в том, что когда начинаю находить частные производные СВОЕЙ функции, то они получаются равными единице. Как их затем приравнивать к нулю, и не раз?

читать дальше

@темы: Задачи на экстремум, Функции нескольких переменных

15:33

На плечах гигантов, на спинах электронов
По правде говоря, наука о природе слишком долго состояла только из работы мозга и фантазии. Сейчас самое время вернуться к простоте и надежности наблюдений за материальными и очевидными вещами.
Micrographia 1665

Сегодня исполняется ровно 377 лет со дня рождения выдающегося английского естествоиспытателя, учёного-энциклопедиста, одного из отцов современной физики Роберта Гука.

Портрет Роберта Гука,
современная реконструкция по описаниям его коллег, 2004
Роберт Гук (18 июля 1635 — 3 марта 1703) — физик, химик, биолог, математик. Разностороннейший ученый, проявивший себя во многих областях естествознания. Мы, естественно, в первую очередь вспоминаем закон Гука, знакомый нам из школьной физики: «Сила упругости, возникающая в теле при его деформации, прямо пропорциональна величине этой деформации».
Для тонкого растяжимого стержня .
===
Начну, пожалуй, как всегда с фактов, почерпнутых из Википедии. Википедия пишет достаточно сухо.
Биография
Отец Гука подготавливал его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук проявил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, иврит, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Роберта Бойля.
C 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания).
В 1663 Королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом.
В 1677—1683 был секретарём этого общества.
С 1664 — профессор Лондонского университета (профессор геометрии в Gresham College).
В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии.
С 1667 Гук читает «Кутлеровские (Cutlerian or Cutler) лекции» по механике.
В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований.
Более 300 лет назад он открыл клетку, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды.

читать дальше

@темы: История математики, Люди, Ссылки

Найти предел функции, не пользуясь правилом Лопиталя:

`lim_(x->2) (2-x)^((3x)/(1-x))`

По идее, если подставить 2 в функцию, то получим предел выражения `0^(-6)`. Извините, но я первый раз сталкиваюсь с таким пределом. Т. е. т. о. мы получим в ответе бесконечность? Или это мы получили неопределенность? Пробовал вводить переменную `t=x+2`, но в итоге получил предел относительно t и результат `0^(-3)`.

Прошу помочь разобраться...

@темы: Пределы

Найти предел функции, не пользуясь правилом Лопиталя:

`lim_(x->0) (arctg2x)/(3x)`

Что сделал я... Воспользовался таблицей эквивалентности бесконечно малых функций, а именно:

`\alpha(x)->0` при `x->a`, `arctg\alpha(x)`~`\alpha(x)`

Следовательно:

`lim_(x->0) (arctg2x)/(3x)=lim_(x->0) (2x)/(3x)=2/3`

Как-то так... Можно ли решить этот пример как-то по-другому, алгебраически? Напомню, не пользуясь правилом Лопиталя.

@темы: Пределы

Если из одной точки к окружности проведена касательная и секущая, то произведение секущей на её внешнюю часть равно квадрату касательной, то есть МВ*МА=МТ^2
читать дальше

@темы: Планиметрия

Игудисман О. С. Математика на устном экзамене. Рольф, 2000. ISBN 5-7836-0113-6. 256 стр.
В пособии для поступающих в вузы впервые систематизирований изложены теория, задачи и методы их решения на материале вступительных устных экзаменов по математике в ведущие вузы Москвы - МГУ, МФТИ, МИФИ и др. В книге излагаются оригинальные методы и приемы решения «завальных* задач устного экзамены, которые могут быть успешно применены и на письменном экзамене. Среди рассматриваемых разделов задачи с числами, построение нестандартных графиков, методы оценок при решении трудных уравнений и неравенств, задачи на построение в геометрии и многое другое.
Скачать (djvu, 4.3 Мб) depositfiles.com, mediafire.com



@темы: Задачи вступительных экзаменов, Литература

Вариант № 504
C-3 Решите систему неравенств.
`{((9^x - 3^x - 90)/(3^x - 82) <= 1), (log _2 16x >= (log _(0.5x) 2) *log _4 16x^4):}`.
Пожалуйста, посмотрите оформление решения. И и само решение.
читать дальше
----------------------------------------------------
UPD А также (ниже в комментариях):
Найти все значения параметра `a`, при каждом из которых неравенство `|x^2 - 4x + a | <= 10` верно для всех `x in [a; a+5]`

@темы: Задачи с параметром, ЕГЭ, Логарифмические уравнения (неравенства), Показательные уравнения (неравенства)

Белый и пушистый (иногда)
В МГУ 12.07.2012 проводились дополнительные вступительные испытания "Математика вместо ЕГЭ" (школьники, сдающие ЕГЭ в текущем году до этого экзамена не допускаются).
Вот текст одного из вариантов (вариант EM121, материал взят с сайта МГУ).

1. Решите уравнение `1/(x+1)+1/(x-5)=1/(x+3)`.
2. Для функции, опреденной равенством `f(x)=x*(2-3^(-x))/(1+3^(-x))`, вычислите разность значений `f(1/7)-f(-1/7)`.
3. Решите неравенство `(log_2 (x-1))/(log_2 (x-2))<2`.
4. Вокруг треугольника ABC описана окружность. Через ее центр O и вершины B и C проведена вторая окружность, пересекающая отрезок AB в точке D. Найдите отношение AD:CD.
5. Решите неравенство `1/sqrt(1-3x) >= x+1`.
6. Найдите все пары чисел (x,y), удовлетворяющие уравнению `(cosx+cosy)*(sinx+siny)=2`.
7. Рейсовый автобус доезжает от начального пункта Кошкино до конечного – Мышкино за 3 часа, а обратный путь от Мышкино до Кошкино занимает у него 2,5 часа. Так получается потому, что от Кошкино до деревни Низовая автобус едет все время под гору, а от Низовой до Мышкино, все время в гору. А еще на пути стоит деревня Равенская. Откуда бы ни ехать, от Кошкино, или от Мышкино, автобусу на дорогу до нее требуется ровно один час. Определите, сколько времени нужно автобусу, чтобы доехать от Кошкино до Низовой, если известно, что под гору автобус всегда едет с одной и той же постоянной сокростью и точно так же всегда с одной и той же постоянной, но меньшей, скоростью он едет в гору.
8. В основании призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами AB=6 и BC = 4, боковые ребра `A A_1`, `B B_1`, `C C_1` призмы перпендикулярны основанию, их длины равны 6. Плоскость , проходящая через точку C, пересекает ребро `B_1C_1` в точке P – его середине, а ребро `A_1B_1` в точке Q, причем `B_1Q=2A_1Q`. Найдите расстояние от точки P до точки, в которой данная плоскость пересекает прямую `A A_1`.

@темы: Задачи вступительных экзаменов



Математическая олимпиада в Сирии
www.syrolympsc.org/

Математическая олимпиада проводится с 2006 года в несколько этапов, в т.ч. окружной, провинциальный, национальный финал.


Мечеть Омейядов

На месте этой мечети издавна стояли храмы. Они посвящались разным богам. Последним сооружением, на смену которому и пришла мечеть, являлся собор св. Иоанна, в котором молились около 70 лет и мусульмане и христиане. Позднее, в мае 2001 года, совместная молитва мусульман и христиан, в этой мечети состоялась снова - во время визита в Дамаск папы Иоанна Павла второго. Некоторые части здания собора остались нетронутыми и органично вписались в облик мечети. Мечеть строилась 10 лет. Инициатива постройки мечети принадлежит халифу Валиду (начало восьмого века), которому в свое время принадлежали бани "Каср Амра" в Иордании - единственный и уникальный памятник той эпохи, стены которого украшены изображениями живых существ. Мечеть украшена великолепными мозаичными панно, ее полы устланы прекрасными коврами.



2012.08.17 5:00 AM


Внутри мечети, в молельном зале, находится часовня Иоанна Крестителя. Утверждают, что в ней находится голова святого, отрубленная по приказу Ирода Антипы и подаренная Саломее в награду за танец, который она станцевала во дворце, находившемся недалеко от современной Мадабы (Иордания). Но это - не единственная святыня подобного рода: тут же, если пройти влево от часовни, - место паломничества шиитов: голова внука пророка Мухаммада - Хусейна и прядь волос самого пророка.


В комментариях условия финального этапа олимпиады 2012 года.

Литература по численным методам

Если смогу, то сделаю и раздел Численные методы

 Robot


Учебники и пособия

Старые издания, рассчитанные, в основном, на безмашинные вычисления.




Более новые издания




Теория приближений




Линейные системы алгебраических уравнений




Нелинейные уравнения



Дифференциальные уравнения




Разностные схемы




Методы конечных и граничных элементов




Численные методы оптимизации




Вычислительная геометрия



Шаблон


@темы: Литература

Литература по теории графов

Шаблон


20:38 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

20:32

В топике УМК Бутузов В.Ф. Геометрия 7-9 добавлены ссылки на дидактические материалы для 9 класса.



Большое спасибо авторам за УМК и Гостю за предоставленную возможность познакомиться с пособиями:

Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (МГУ - школе) - М:Просвещение, 2011, 175 стр.

Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (МГУ - школе) - М:Просвещение, 2012, 143 стр.

Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс. - М:Просвещение, 2010, 62 стр.

Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс. (МГУ - школе) - М:Просвещение, 2011, 63 стр.

NEW Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс. (МГУ - школе) - М:Просвещение, 2012, 43 стр.



В.В. Прасолов, один из авторов УМК, пишет:
08.07.2012 в 22:07

Если будут вопросы по УМК, можно задать их мне, например, через ВКонтакте vk.com/id175831757 В.В.Прасолов
URL комментария

С другими книгами Виктора Васильевича можно познакомиться на его персональной странице.

@темы: Литература

Результаты IMO 2012

1) Republic of Korea (209)
2) People's Republic of China (195)
3) United States of America (194)
4) Russian Federation (177)
5) Canada (159)
5) Thailand (159)
www.imo-official.org - страны

Daniil Kliuev (35) GM
Mikhail Grigorev (33) GM
Dmitry Krachun (32) GM
Aleksandr Kalmynin (28) GM
Alexander Matushkin (26) SM
Lev Shabanov (23) SM
www.imo-official.org - участники

19:36

Не ной, ты же не ковчег.
Я что-то совсем забыла математику. Подскажите, пожалуйста, как решаются это уравнение.
cosx - cos3x = 0
Заранее благодарна!

@темы: Тригонометрия

что толку горевать?
читать дальше
доказать что если перемножить 2 целых числа
каждое из которых является суммой двух квадратов
то полученное произведение также будет суммой квадратов

@темы: Интересная задача!, Порешаем?!