22:57

Помогите с доказательством, пожалуйста :)

Пусть X - компактное метрическое пространство. Доказать, что у оператора `f: X rightarrow X`, который удовлетворяет условию` d(f(x),f(y))<d(x,y), x!=y` найдется неподвижная точка.

Продвинулась я не особо далеко. Получила неприрывность: `d(f(x_n),f(a)) < d(x_n,a) rightarrow 0`, если `x_n rightarrow a`, применения ей пока не нашла.
Идея решения: взять `x_0 in X`, образовать последовательность `x_n=f(x_(n-1))`. Тогда из компакности следует, что найдется сходящаяся подпоследовательность, `x_(n_k) rightarrow a`. Предполагаю, что `a` - искомая мной точка, но доказаь не могу.
Правильно ли двигаюсь? Что дальше делать?

@темы: Функциональный анализ

Комментарии
29.03.2012 в 23:12

Правильно двигаетесь. Теперь при помощи непрерывности доказывайте, что a неподвижная точка.
Вообще-то это теорема о сжатых отображениях, которая есть в учебнике.
29.03.2012 в 23:34

`d (x_(n_k +1), f(a)) rightarrow d(a,f(a))`, `d (x_(n_k+1), f(a)) = d(f(x_(n_k)),f(a)) < d (x_(n_k),a) rightarrow 0`, значит, `a=f(a)` - так?
29.03.2012 в 23:44

Так. Только я не пойму, почему в индексе стоит `+1`. И надо каждый шаг обосновывать.
29.03.2012 в 23:50

можно убрать `+1`, тогда `d (x_(n_k), f(a)) = d(f(x_(n_k-1)),f(a))`, предел от этого не меняется в любом случае... Или вы что-то другое имеете в виду?
29.03.2012 в 23:57

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
А Вы уверены, что выбрав подпоследовательность у Вас будет выполняться равенство `x_(n_(k+1)) = f(x_(n_k))`?

А ведь элемент `x_(n_k+1)` не принадлежит сходящейся подпоследовательности...
30.03.2012 в 00:04

Тогда я просто не понял вашей логики. `d (x_(n_k), f(a)) to d(a,f(a))` здесь я думал, что можно использовать непрерывность функции d. (Непрерывность доказывается с помощью неравенства треугольника).
30.03.2012 в 00:22

Вы знаете, пожалуй ваше утверждение неверно. Принцип сжимающих отображений немножко по-другому формулируется. А здесь даже есть упражнение, где требуется построить пример, когда это не так.
reslib.com/book/Elementi_teorii_funkcij_i_funkc...
Что-то я прозевал у вас ошибку.
30.03.2012 в 00:25

Хотя нет, забудьте предыдущий пост. Там в условии полнота, а не компактность.
30.03.2012 в 00:45

Вообще пока не вижу как решать. Даже сходящаяся последовательность `x_{n_k}` непонятно почему существует.
Как вы это обосновывали?
30.03.2012 в 01:13

Вообще так доказывать можно. Непрерывность вы доказали правильно. Функция `d(x,f(x))` непрерывна на компакте, поэтому достигает нижней грани `d(a,f(a))`. Но `d(a,f(a))>d(f(a),f(f(a)))` Противоречие. Здесь еще доказывать непрерывность метрики, если вы это не доказывали. И теорема о достижении нижней грани у вас тоже должна была быть.
30.03.2012 в 01:16

Да, пропустил немного логику. Противоречие чему? Тому, что `a ne f(a)`. `a` и будет неподвижной точкой.
30.03.2012 в 10:12

Да, уже увидела ошибку, что `x_(n_k+1)` не обязательно сходится к `a`.

Непрерывность метрики: `|d(x_n,y_n) - d(x,y)|<=d(x_n,x)+d(y_n,y) rightarrow 0` (неравенство четырехугольника), если `x_n rightarrow x` и `y_n rightarrow y`.
В силу непрерывности `d` достигает инфимума, обозначим точку, где это происходит, `a`, т.е. `d(x,f(x))>=d(a,f(a))` для всех `x`. Предположим, что `a` не неподвижная точка, `f(a)!=a`. Тогда `d(a,f(a))>d(f(a),f(f(a)))`. Это противоречие с тем, что `d(a,f(a))` инфимум, значит, `f(a)=a`. Теперь ближе к истине? :)
30.03.2012 в 10:28

Да, похоже.