Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Подскажите, как решить уравнение в целых числах:
`6x^2-x*y+7*x+4*y-y^2=14`.
Единственная мысль была выделить полные квадраты, но не получилось.
Заранее спасибо.

@темы: Олимпиадные задачи, ЕГЭ, Теория чисел

Комментарии
01.04.2011 в 23:49

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Перепишите уравнение в виде
`y^2+(x-4)y-6x^2-7x+3=-11`
И рассмотрите левую часть как квадратный трехчлен относительно y
Сможете разложить на множители.
Далее используйте тот факт,что разложений числа -11 в произведение целых не так уж много

Метод был на студенческой олимпиаде. Задача 1. См. решение от составителей или — еще лучше— решение Алисы Селезневой (в комментариях)
eek.diary.ru/p152580944.htm
02.04.2011 в 06:30

6x^2-x*y+7*x+4*y-y^2-14=0
y^2+(x-4)*y-(6x^2+7*x-14)=0
y = (-x+4 pm sqrt(25x^2+20x-40))/2

25x^2+20x-40=n^2, n in NN
(5x+2)^2-n^2=44
(5x+2-n)(5x+2+n)=44; 44=2*2*11
(5x+2-n)=1,(5x+2+n)=44; x=41/10, ....
(5x+2-n)=2,(5x+2+n)=22; x=20/10=2, n=10
(5x+2-n)=4,(5x+2+n)=11; x=11/10, ....

x=2, y=6
x=2, y=-4

PS. Надеюсь, что администрация не будет возражать против рассмотрения этого "естественного" решения.
02.04.2011 в 11:22

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
В матем. тренинге по части С снижали, если не было обоснования необходимости и достаточности условия 25x^2+20x-40=n^2
И перебор больше - чем при первом способе (и не рассмотрены случаи, типа (-4)(-11))
02.04.2011 в 11:26

Достаточно n >= 0. К неупоминанию 0 замечаний нет?
Это не является подробным решением.
Оставлена возможность для
Нельзя же нарушать правила.
С другой стороны - нет необходимости в искусственных или неочевидных шагах
02.04.2011 в 11:27

(-4)(-11)
Вот, вот ... это - кошмар. Нужно было бы написать ... что это ни на что не влияет?
Вы всегда при разложении двух неотрицательных чисел на множители рассматриваете возможность появления четного количества отрицательных множителей?
02.04.2011 в 11:28

И перебор больше - чем при первом способе
А что делать, если разложение не видно сразу?
02.04.2011 в 11:33

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Достаточно n >= 0
Вот этот момент не поняла

С другой стороны - нет необходимости в искусственных или неочевидных шагах
Я бы не сказала, что шаги в первом способе искусственны или неочевидны
Смысл тот же
Используется дискриминантный метод.
Но обнаруживается, что дискриминант "плохой", хотя там есть кусок полного квадрата. Поэтому добавляется такое число, чтобы квадрат был полным
Там у Алисы это хорошо рассказывается.
02.04.2011 в 11:36

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
А что делать, если разложение не видно сразу?
Вот решение Alisa_Selezneva похожего задания

1) Решить в `ZZ`: `3x^2 - 7xy +2y^2 + 19x - 18y = -35`
читать дальше
02.04.2011 в 11:38

Вот этот момент не поняла

n^2 = (-n)^2

Ограничение на диапазон n позволяет упорядочить разложение и уменьшить перебор.

Я бы не сказала, что шаги в первом способе искусственны или неочевидны
Сколько людей...
Там у Алисы это хорошо рассказывается.
Хорошо. Что это меняет? )
02.04.2011 в 11:39

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
(5x+2-n)(5x+2+n)=44
Мы решаем в целых числах
И почему бы множителям не быть отрицательными?
02.04.2011 в 11:40

Вот решение Alisa_Selezneva похожего задания
Не умножай число сущностей без необходимости (с)
Противоречие.
02.04.2011 в 11:41

Мы решаем в целых числах
На самом деле? Не заметил )
02.04.2011 в 11:41

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
В каком смысле что меняет?
Оба способа имеют право на существование.
Оба способа при грамотном оформлении получат 4 балла.
02.04.2011 в 11:44

(5x+2-n)=-44,(5x+2+n)=-1; x=-49/10, ....
(5x+2-n)=-22,(5x+2+n)=-2; x=-28/10,...
(5x+2-n)=-11,(5x+2+n)=-4; x=-19/10, ....
02.04.2011 в 11:45

Оба способа имеют право на существование
Только два? )
02.04.2011 в 11:48

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
В данном случае обсуждаются два способа, о них и речь
будет третий - можно будет поговорить о его достоинствах и недостатках
02.04.2011 в 13:23

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Гость
Вот Вам третий, навскидку:
осторожно, набросок решения

Однако, я не понимаю что Вы хотите доказать.
Метод, указанный Robot, нормален и любому, кто хочет решать подобные уравнения очень желательно его знать.
Восставать против него бессмысленно.

Вы всегда при разложении двух неотрицательных чисел на множители рассматриваете возможность появления четного количества отрицательных множителей?
Всегда!

А что делать, если разложение не видно сразу?
Искать, разложение или придумывать иной способ решения.

P.S. В следующий раз прячьте решение, хотя бы под more.
02.04.2011 в 13:32

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Я ещё в тех методах не разобрался, а тут уже третий. Я бы ни до одного не додумался бы.
02.04.2011 в 13:37

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Новый гость
Разбирайтесь в том, что дала Robot.
Это стандартный метод. А остальные два - это шаманство. С ним надо быть аккуратным и, возможно, надо доказывать некоторые вещи отдельно.
02.04.2011 в 13:43

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Но обнаруживается, что дискриминант "плохой", хотя там есть кусок полного квадрата. Поэтому добавляется такое число, чтобы квадрат был полным
Вот это как раз трудно понять.
02.04.2011 в 13:45

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Новый гость
Какой дискриминант у Вас получился?
02.04.2011 в 13:45

Перепишите уравнение в виде
Разбирайтесь в том, что дала Robot.
Это стандартный метод.

За исключением того, что нет метода "Перепишите уравнение в виде", все остальное верно, кроме А остальные два - это шаманство.
02.04.2011 в 13:47

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Да никакого ещё нет, я не свою задачу сейчас разбираю.
02.04.2011 в 13:47

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Гость
Есть метод: рассмотрите уравнение, как квадратное относительно одной из переменных.))
02.04.2011 в 13:48

Перепишите уравнение в виде

И рассмотрите левую часть как квадратный трехчлен относительно y
Сможете разложить на множители.
Далее используйте тот факт,что разложений числа -11 в произведение целых не так уж много

Метод был на студенческой олимпиаде. Задача 1. См. решение от составителей или — еще лучше— решение Алисы Селезневой (в комментариях)

Есть метод: рассмотрите уравнение, как квадратное относительно одной из переменных.))
Не увидел. Покажите пальцем.
02.04.2011 в 13:50

И, если уж говорить о методе, то Перепишите уравнение в виде - это шаманство.
02.04.2011 в 13:50

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Да, это я знаю, даже что-то решал этим методом. Мне непонятно прибавление константы и подбор такого значения, чтобы был полный квадрат - вот это я пытаюсь понять.
02.04.2011 в 13:58

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Гость
Я реально не понимаю, что Вы хотите доказать.

Новый гость
Полный квадрат в дискриминанте позволяет нам не тащить за собой корни при разложении на множители. Т.е. упрощает решение.
Иногда, сразу видно, что и куда надо перенести, иногда не сразу.

Если видно не сразу, то мы используем константу.
Рассмотрим уравнение `6*x^2 - x*y + 7*x + 4*y - y^2 = 14`
Будем рассматривать его как квадратное, относительно `y`.
Соответственно, перепишем его в виде
`y^2 +(x - 4)*y - 6*x^2 - 7x + c = c - 14`
Для разложения левой части на множители, найдем дискриминант квадратного трехчлена, поселившегося в левой части.
Он равен: `D = ...`

Подберем константу `c` так, что бы `D` был полным квадратом. И посмотрим, что получится.
02.04.2011 в 13:59

Я реально не понимаю, что Вы хотите доказать.
Сожалею.
02.04.2011 в 14:09

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Heor
Гость хочет сказать, что моя подсказка не давала понять, почему первый шаг такой?
В рез-те метод оказывался искусственным


Гость
Помимо первой фразы Перепишите я дала ссылку на пример, разобранный более подробно, где вскрываются причины того, почему надо переписать уравнение в таком виде
Давайте не будем спорить, а то меня охватывает тоска
Больше способов хороших и разных. И т.д.
Пусть НГ разберется в том, что написано ранее.