Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, решить задачи.

1) Условие.
`TZ`В шахматном турнире участвовали учащиеся десятых и девятых классов. Десятиклассников было в 10 раз больше, чем девятиклассников и они набрали вместе в 4,5 раза больше очков, чем все девятиклассники. Сколько очков набрали девятиклассники, если каждый играл с каждым один раз?
`TZ`
Ответ:10.
По виду типичная "олимпиадная" задача, непонятно, на основе чего составлять уравнения, и нужно ли их составлять вообще. Каждый играл с каждым - неизвестно, кто у кого выиграл и т.д. И вообще условие некорректное: не сказано, сколько баллов участник получает за победу, за ничью...

2) Условие.
`TZ` Существуют ли натуральные решения уравнения `x^2012+y^2012=2013`? `TZ`
Здесь ответ, конечно, очевиден. Не знаю только, как грамотно доказать, ведь на ЕГЭ нельзя будет написать: "очевидно" и всё.
Я бы так писал:
читать дальше
Мне кажется, что объяснение довольно корявое и недостаточное. Как пограмотнее написать?

Помогите разобраться. Заранее спасибо.

@темы: Олимпиадные задачи, ЕГЭ, Теория чисел

URL
Комментарии
01.03.2011 в 14:36

Белый и пушистый (иногда)
№1. Первый вопрос , откуда задача?
В шахматах принято за победу давать 1 очко, за ничью 0,5 очка, за проигрыш - 0. Уравнение здесь составлять придется, взяв, например, за n - количество 9-классников, и за m - количество очков , набранных девятиклассниками.
01.03.2011 в 14:48

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Пусть `n` - число девятиклассников, тогда `10n` - число десятиклассников, и всего `11n` участников (хотя это, может быть, и не надо). Пусть `m` - количество очков, набранных девятиклассников, тогда `4.5m` очков набрали десятиклассники. Всего было набрано `5.5m` очков (хотя это, опять же, может быть, и не надо). Найти нужно `m`. Сходные мысли у меня были, но, как я написал, уравнений всё равно нет.
VEk Я же написал: eek.diary.ru/?comments&postid=148838411#5117040.... Задача про шахматистов из 1-го варианта, уравнение - из 6-го варианта самарского сборника.
01.03.2011 в 14:57

Белый и пушистый (иногда)
Про книгу понятно. Дальше, сколько всего очков разыгрывалось в турнире?
01.03.2011 в 15:00

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
`5.5m`.

читать дальше
01.03.2011 в 15:02

Холодно. Пью.
Кстати, первая задачка просто решается.
Пусть `n` - число девятиклассников, тогда `10n` - число десятиклассников. Представим себе таблицу соревнований, где сверху вниз записаны сначала все 10-классники (`10n` человек), а потом все 9-классники (`n` человек).
Надо посчитать, сколько очков набрали между собой 10-классники, сколько между собой 9-классники и сколько очков было разыграно в матчах между 9-классником и 10-классником.
Дальше пользоваться тем, что 10-классники набрали в 4,5 раза больше очков, чем 9-классники.
01.03.2011 в 15:03

Белый и пушистый (иногда)
Новый гость А теперь выразите то же количество очков через `n`.
01.03.2011 в 15:04

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Надо посчитать, сколько очков набрали между собой 10-классники, сколько между собой 9-классники и сколько очков было разыграно в матчах между 9-классником и 10-классником.

Как будто это так легко.
01.03.2011 в 15:07

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Новый гость
Пойдем проще. Сколько было сыграно партий?
01.03.2011 в 15:09

Холодно. Пью.
Новый гость, Надо посчитать, сколько очков набрали между собой 10-классники, сколько между собой 9-классники и сколько очков было разыграно в матчах между 9-классником и 10-классником.

Как будто это так легко.


Да не так трудно, если квадратную табличку нарисовать.
01.03.2011 в 15:13

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
А теперь выразите то же количество очков через n.
Как же это сделать? На каждые 2 человека 1 очко, независимо, кто выиграет или будет ничья, т.е. результат 1-й партии - 1 очко. Но ведь люди играли друг с другом, и как всё это охватить, неясно. Как написал только что Heor, нужно знать количество партий. Вот этого я и не могу понять.

Подождите, не пишите так часто. Я не успеваю думать.
Надо посчитать, сколько очков набрали между собой 10-классники, сколько между собой 9-классники и сколько очков было разыграно в матчах между 9-классником и 10-классником.
У абсолютно нет никакого понятия о том, как это сделать. И как нарисовать квадрат с переменной стороной?
01.03.2011 в 15:14

Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. (с)Э. Кольман
Новый гость
Представьте, что в турнире участвовало 5 человек. Каждый сыграл с каждым 1 партию. Сколько партий было сыграно?
01.03.2011 в 15:15

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
20
01.03.2011 в 15:24

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
То есть десятиклассники сыграли друг с другом `(10n)^2-10n=100n^2-10n` партий, а девятиклассники сыграли друг с другом `n^2-n` партий. НО! Десятиклассники играли и с девятиклассниками.
01.03.2011 в 15:26

Холодно. Пью.
Новый гость То есть десятиклассники сыграли друг с другом `(10n)^2-10n=100n^2-10n` партий, а девятиклассники сыграли друг с другом `n^2-n` партий.
Почти так, немножко неправильно. Вот сыграл 1-й с 5-м партию, как очки в таблицу поставятся? Наводящий вопрос.
01.03.2011 в 15:28

Холодно. Пью.
Новый гость НО! Десятиклассники играли и с девятиклассниками.
Это точно. Чтобы проще посчитать количество таких партий, представим себе таблицу соревнований, где сверху вниз записаны сначала все 10-классники (`10n` человек), а потом все 9-классники (`n` человек).
Нарисуем области, где стоят очки 9-классников между собой, 10-классников между собой, и что останется?
01.03.2011 в 15:29

Холодно. Пью.
НО! Десятиклассники играли и с девятиклассниками.
Ну или количество таких партий можно посчитать, если из общего числа партий вычесть те, которые были только между 9-классниками или только между 10-классниками.
01.03.2011 в 15:32

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Всё, буду решать В1-В12 и С1-С4. Всем спасибо за помощь.
01.03.2011 в 15:42

Холодно. Пью.
Новый гость, Всем спасибо за помощь.
Пожалуйста.:-)

Вобщем, тогда я поделюсь своим решением, не пропадать же добру.:-)
читать дальше
01.03.2011 в 22:21

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
В1-В12, С1-С4 решил, да и С5 тоже, вернулся к С6, ещё раз пытался решить, но ничего не вышло.

Garryncha Спасибо за решение.
Насчёт количества партий разобрался.
Не понимаю со слов:
Пусть из `10⋅n⋅n p` набрали 9-классники. Заметим, что `p≤10⋅n^2`. Вы не могли пояснить, а то не понимаю оба предложения.
01.03.2011 в 22:26

Холодно. Пью.
Новый гость, Не понимаю со слов: Пусть из `10⋅n⋅n p` набрали 9-классники. Заметим, что `p≤10⋅n^2`. Вы не могли пояснить, а то не понимаю оба предложения.
Т.е. между собой 9-иклассники и 10-классники разыграли `10 * n^2` очков. Часть из них взяли 9-классники, а часть — 10-классники. Каждое очко пошло в копилку либо тем, либо другим. Дак вот часть 9-классников обозначим `p`. Очевидно, эта часть не больше целого, т.е. `10 * n^2`.
01.03.2011 в 22:31

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Т.е. `p<1`.
01.03.2011 в 22:52

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
А, понял, там нет знака умножить.
01.03.2011 в 23:05

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Всё понял, хотя и с большим трудом далась эта задача.
Спасибо за помощь.

Кто-нибудь, посмотрите задачу 2, точнее, как я её решил.
01.03.2011 в 23:25

Холодно. Пью.
Новый гость Всё понял, хотя и с большим трудом далась эта задача.
Замечательно.:-)
02.03.2011 в 18:22

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Кто-нибудь, посмотрите задачу 2, пожалуйста!
02.03.2011 в 18:26

Холодно. Пью.
Новый гость, дак что там смотреть, у тебя всё правильно.
02.03.2011 в 18:30

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Просто мне кажется, что доказательство из серии "вилами по воде"...
02.03.2011 в 18:32

Белый и пушистый (иногда)
Новый гость По второй задаче - нормально.
02.03.2011 в 18:32

Холодно. Пью.
Новый гость Просто мне кажется
Креститься надо.:-)
08.05.2011 в 17:27

напиши решения С1 - С4 варианта, из которого 2 задание!
пожалуйста!