13:46

Сумма

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Здравствуйте.
Ответов у меня нет, а сам я что-то не додумаюсь, как решить. Сказано, что задача для 9-го класса.
`TZ`
Найдите сумму:
`1*3+3*5+5*7+...+999*1001`
[[/TZ]]
Решал так:
Мне кажется, что каждое число имеет вид `(2n-1)(2n+1)=4*n^2-1`, где `n in N`
Но как доказать это (возможно, по индукции), я не знаю.
Эти числа не составляют ни арифметическую, ни геометрическую прогрессию.
`S_1=3`
`S_2=18`
`S_3=53`
`S_4=116`
Как-то нужно найти `S_500`. Но как?
Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо.

@темы: Олимпиадные задачи, Теория чисел

Комментарии
24.12.2010 в 13:49

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
1+4+9+16+.. считать умеешь?
24.12.2010 в 13:52

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
А откуда 1+4+9+16
24.12.2010 в 13:52

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Я сам придумал.
24.12.2010 в 13:55

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Понял: это квадраты. Но как найти сумму квадратов?
24.12.2010 в 13:55

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Вот я и спросил - умеешь или нет?
24.12.2010 в 13:57

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
По-обычному - да, но это долго.
Может, можно по индукции?
24.12.2010 в 14:01

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Можно и по индукции.

А можно воспользоваться утверждением, что формула от `n` будет многочленом третьей степени.

f(n)=a*x^3+b*x^2+c*x+d

Следовательно, нужно найти f(0),f(1),f(2),f(3) и составить систему уравнений относительно {a,b,c,d}.

Способ третий (но это уже не школьная программа, поэтому чисто для справки): введём многочлен f(x) = 1 + 4*x + 9*x^2 + 16*x^3 + ... Нам нужно найти значение f(1).
У нас появляется возможность его интегрировать и дифференцировать. Это немного упростит дело...
24.12.2010 в 14:03

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Подождите, сейчас нужно всё это осмыслить...
24.12.2010 в 14:11

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
0 не брал, потому что это не натуральное число.
Получилась система:
`{(a+b+c+d=1),(8a+4b+2c+d=18),(27a+9b+3c+d=53),(64a+16b+4c+d=116.):}`
Как её можно решить рационально школьными способами? Если решать обычно, подстановкой и сложением, то можно решать очень долго.
24.12.2010 в 14:17

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Или всё-таки подстановка и сложение?
24.12.2010 в 14:18

Quod erat demonstrandum
0 не брал, потому что это не натуральное число.
А с нулем было бы удобнее. Мы бы сразу нашли d.
24.12.2010 в 14:25

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Да я уже понял `d=-1`, хотя это "нечестно"
`a+b+c=2`
Преобразуем второе уравнение:
`7a+3b+c=17`
`6a+2b=15`
А как дальше?
24.12.2010 в 14:35

Quod erat demonstrandum
Исключайте переменные.
24.12.2010 в 14:35

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Какие-то нереальные получились коэффициенты:
`a=19/24`
`b=-13/8`
`c=-47/12`
24.12.2010 в 14:37

Quod erat demonstrandum
Тогда `a+b+c!=2`.
24.12.2010 в 14:40

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Что же делать?
24.12.2010 в 14:57

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Всё, с квадратами разобрался (нашёл формулу).
Ответ такой: 41791250
Всем спасибо.
24.12.2010 в 16:34

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Формулу-то найти не проблема. А вот выводить - это само по себе интересная задача. :)
25.12.2010 в 11:22

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Trotill Но вывести нужно ещё уметь, а у меня только доказательство. Как догадаться и найти закономерность?
27.12.2010 в 11:24

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Новый гость

Так я и сказал, как. Решить систему уравнений.
27.12.2010 в 14:02

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Trotill
А я и решил (комментарий 2010-12-24 в 14:35 ), но коэффициенты "ненормальные"
27.12.2010 в 14:19

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Нет, ты не решил - коэффициенты неправильные. Где-то арифметическая ошибка.
Да и всегда проверить можно - написать многочлен и посчитать несколько значений.
28.12.2010 в 13:01

Легко на самом деле выйти из дома в лес математики, но лишь немногие смогли оттуда вернуться. Гуго Штейнгауз
Trotill Хотя бы скажите - сама система составлена верно? (комм. от 2010-12-24 в 14:11) Только четвёртое уравнение в ней заменить на `d=-1`
28.12.2010 в 13:15

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Да, что-то не то. После обеда разберусь.
28.12.2010 в 14:03

Аккаунт для использования в публичных местах. Основной ник - Trotil.
Так, разобрался. Проблемы начались с того момента, когда положили d=-1. Это неправильно, потому что получается ряд с другими частичными суммами, а именно:

(-1) * 1 + 1*3 + 3*5 + 5 *7

Здесь

s0 = -1
s1 = 2
s2 = 17
и т.д. - совсем другой ряд!

Диана правильно подсказала, что ряд лучше начать с нуля, но она имела ввиду следующее:

0 -> 3
1 -> 18
2 -> 53
3 -> 116.

Получится система: d=3, (a+b+c+d=18), (8a+4b+2c+d=53), (27a+9b+3c+d=116)
Ее решение: a = 4/3, b = 6 ,c = 23/3, d = 3
И многочлен соответственно 4/3 * x^3 + 6 * x^2 + 23/3 * x + 3

Можно даже подсчитать 4 -> 116 + 9*11 = 215
f(4) = 4/3 * 4^3 + 6 * 4^2 + 23/3 * 4 + 3 = 215. Ура!

И последнее, что можно сделать - можно сделать так, чтобы нумерация ряда была с единицы. Это просто: нужно наменить x на x-1:

4/3 * (x-1)^3 + 6 * (x-1)^2 + 23/3 * (x-1) + 3 = (4 x^3)/3+2 x^2-x/3 = 1/3 x (4 x^2+6 x-1)

Естественно, последняя строчка получается и из системы

(a+b+c+d=3), (8a+4b+2c+d=18), (27a+9b+3c+d=53), (64a+16b+4c+d=116)
04.01.2011 в 10:41

Добил задачу, разобрался?
22.01.2011 в 20:15

Trotil почем А можно воспользоваться утверждением, что формула от `n` будет многочленом третьей степени.

f(n)=a*x^3+b*x^2+c*x+d
??
И как после нахождения коэфицентов найти сумму всех чисел ?
22.01.2011 в 20:17

Quod erat demonstrandum
minasyanvaagn
Подставить вместо n 500.
22.01.2011 в 21:00

Диана Шипилова а формула откуда ?
22.01.2011 в 21:31

Quod erat demonstrandum
minasyanvaagn
f(n)=a*x^3+b*x^2+c*x+d
Вместо икса здесь имеется в виду n, конечно.