Добрый день!
С4 Вариант 8 из Ященко "Самое полное...и.т.д"
В треугольнике ABC проведены высоты ВМ и CN, О — центр окружности, касающейся стороны ВС и продолжений сторон АВ и АС. Известно, что ВС = 12, MN = 6. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника ВОС.
читать дальше
Вот мое решение. Интересует более легкое нахождение угла..

читать дальше

@темы: Планиметрия, ЕГЭ

Комментарии
30.10.2009 в 13:51

Решала эту задачу рассматривая два случая: угол А -острый и угол А - тупой. Ваше решеение более рационально. Спасибо за идею.
30.10.2009 в 13:59

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
А на каком этапе рациональнее?
Например, сразу можно сказать, что угол RОТ= 180- угол ВАС
И если через Н обозначить точку касания вневписанной окружности с ВС, то углы ROB=BOH, TOC=COH и потому угол ВОС=90-альфа/2
сейчас подумаю над остальным
(там описка, наверное, в теореме синусов или надо сразу sin BOC=cos(альфа/2))
30.10.2009 в 14:10

там описка, наверное, в теореме синусов или надо сразу sin BOC=cos(альфа/2))
Да - описка, я исправил
30.10.2009 в 14:21

Внимательнее посмотрела своё решение, я не пользовалась теоремой косинусов, а рассматривала подобные треугольники и использовала свойство: "Сторона ортотреугольника МN отсекает от треугольника АВС подобный с коэффициентом подобия cosA". Отсюда угол А=60. А дальше свойств смежных углов и теорему о сумме углов треугольника. Могу выложу подробнее (нужно набрать).
30.10.2009 в 14:22

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
aalleexx
Хитроумно)) Мне понравилось)
zholga очень здорово!
30.10.2009 в 14:23

Сейчас наберу
30.10.2009 в 14:24

"Сторона ортотреугольника МN отсекает от треугольника АВС подобный с коэффициентом подобия cosA".
zholga - отличная идея, спасибо! Я не знал этого свойства, хотя по сути его и использовал. :)
30.10.2009 в 14:28

Например, сразу можно сказать, что угол RОТ= 180- угол ВАС
Robot да, я тут, конечно, перемудрил )))
30.10.2009 в 14:33

Я не знал этого свойства, хотя по сути его и использовал.
Сама не знала, пока не стала решать задачи из данного сборника. Наткнулась в инете на исследовательскую работу девятиклассницы Волковой Екатерины Евгеньевны "Ортотреугольник и его свойства".
30.10.2009 в 14:36

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
portfolio.1september.ru/work.php?id=572509
вот эту, наверное, да?
Надо почитать
30.10.2009 в 14:41

Можно воспользоваться тем, что треугольник AMN подобен исходному с коэффициентом подобия cos(A) (это используется и в задаче C4 1-го варианта SPI)? тогда сразу получаем 2 значения для cos А.
30.10.2009 в 14:47

Robot Да эта работа.
Гость прав. Эти свойства используются в нескольких задачах данного сборника.
Помнится в сообществе читала, что в задачах С4 будут использоваться факты, которым уделяется мало времени на уроках, эти свойства одни из них. Хотя их можно и доказать при решении, но пока я их не знала, то с какой стороны подступиться к задаче не знала.
30.10.2009 в 15:51

Моё решение:

30.10.2009 в 20:07

Тут пришла одна мысль, кажется у девятиклассницы Волковой Екатерины Евгеньевны в работе "Ортотреугольник и его свойства" в задаче 1, где доказывается свойство:"Сторона ортотреугольника МN отсекает от треугольника АВС подобный с коэффициентом подобия cosA" не рассмотрен случай тупоугольног треугольника. В этом случае коэффициент подобия равен -соsA.
Свойство: Сторона ортотреугольника отсекает треугольник, подобный данному, с коэффициентом подобия равным модулю косинуса их общего угла.
Тогда моё решение можно записать как:

30.10.2009 в 20:11

zholga Вы правы, конечно, но слишком строги к девятикласснице :) Она и так молодец :bravo:
30.10.2009 в 20:22

aalleexx я совсем не хотела показаться строгой, действительно она молодец и во многом мне её доклад помог :woopie:
30.10.2009 в 21:45

Девочка конечно молодец и всё это есть в книгах Прасолова, Понарина, Смирновой, но на ЕГЭ, я думаю, подобие треугольников, высоты треугольника являются биссектрисами и т.д. надо доказывать.
31.10.2009 в 01:33

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
krasn
Согласна
12.02.2010 в 09:37

почемц именно 2R=cb/sincob поему 2R?
12.02.2010 в 11:05

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
по теореме синусов
12.02.2010 в 15:34

я знаю, что это теорема синусов, а при чем здесь 2R, почему оно ровно 2R? Вот это объясните, пожалуйста)
12.02.2010 в 15:48

Вспомнил по теореме синусов, если радиус -описанной окружности, то отношения = 2R))
23.05.2010 в 16:39

А почему углы СВO и ОВR равны?