Блинков А. Д, Гуровиц В. М. Непрерывность. — М.: МЦНМО, 2015.— 160 с.: ил. ISBN 978-5-4439-0160-2
Двенадцатая книжка серии «Школьные математические кружки» посвящена одному из фундаментальных понятий математики — непрерывности и предназначена для занятий со школьниками 7-11 классов. В неё вошли разработки девяти занятий математического кружка с подробно разобранными примерами различной сложности, задачами для самостоятельного решения и методическими указаниями для учителя. В приложении содержится список дополнительных задач и их решения. Отдельная часть этого раздела посвящена строгим формулировкам определений непрерывности и её свойств, а также формулировкам утверждений более высокого уровня, которые практически являются теоремами и фактами высшей математики. Для удобства использования заключительная часть книжки, как всегда, сделана в виде раздаточных материалов.
Книжка адресована школьным учителям математики и руководителям математических кружков. Надеемся, что она будет интересна школьникам и их родителям, студентам педагогических вузов, а также всем любителям математики.
Задача 8.2. Среди коэффициентов многочлена `P(x)` есть отрицательный. Может ли оказаться так, что для всех натуральных `n > 1` коэффициенты многочленов `(P(x))^n` положительны?
Решение
Попробуйте найти ошибку в решении.

29 июля Международный день тигра
Двенадцатая книжка серии «Школьные математические кружки» посвящена одному из фундаментальных понятий математики — непрерывности и предназначена для занятий со школьниками 7-11 классов. В неё вошли разработки девяти занятий математического кружка с подробно разобранными примерами различной сложности, задачами для самостоятельного решения и методическими указаниями для учителя. В приложении содержится список дополнительных задач и их решения. Отдельная часть этого раздела посвящена строгим формулировкам определений непрерывности и её свойств, а также формулировкам утверждений более высокого уровня, которые практически являются теоремами и фактами высшей математики. Для удобства использования заключительная часть книжки, как всегда, сделана в виде раздаточных материалов.
Книжка адресована школьным учителям математики и руководителям математических кружков. Надеемся, что она будет интересна школьникам и их родителям, студентам педагогических вузов, а также всем любителям математики.
Задача 8.2. Среди коэффициентов многочлена `P(x)` есть отрицательный. Может ли оказаться так, что для всех натуральных `n > 1` коэффициенты многочленов `(P(x))^n` положительны?
Решение
Попробуйте найти ошибку в решении.

29 июля Международный день тигра
2) вычислительной ошибки, действительно значение 0.5 оказалось слишком большим.
Верно ли, что замеченные Вами ошибки сохранятся и в том случае, если исправить 1)?
Эта задача взята с московской математической олимпиады примерно 15-летней давности, я чуть попозже найду источник.
problems.ru/view_problem_details_new.php?id=107...
Поскольку любую натуральную степень `n > 3` многочлена можно представить в виде произведения его квадратов и кубов, то достаточно найти такой многочлен с отрицательным коэффициентом, что все коэффициенты его второй и третьей степеней положительны.
Сконструируем сначала многочлен `P_0(x)`, обладающий указанными свойствами, у которого нет отрицательных коэффициентов, но один из коэффициентов равен нулю. Рассмотрим, например, многочлен `P_0(x) = x`. Непосредственным возведением в степень можно проверить, что все коэффициенты многочленов `(P_0(x))^2` и `(P_0(x))^3` будут положительными.
Осталось немного пошевелить (уменьшить) коэффициент при `x^0` многочлена `P_0(x)`. Так как зависимости коэффициентов квадрата и куба многочлена от коэффициентов самого многочлена непрерывны, то при достаточно малом по модулю отрицательном коэффициенте при `x_0` коэффициенты квадрата и куба останутся положительными.
Таким, образом, пример можно привести в таком виде: `P(x) = P_0(x) - ex^0 = x - e` при достаточно малом `e > 0`.
И в самом деле. После того, что проверка показала, что предложенное значение e не удовлетворяет условию, и для построения примера нужно составить и решить систему неравенств, включая кубическое с плохим корнем, а для этого рассуждения о непрерывности и прочем не нужны, Остапа понесло (с)
Если хочется оценить и выбрать конкретное значение эпсилон, то грубая оценка такая: в 11011 сумма коэффициентов равна 4, поэтому в кубе она 64, поэтому каждый коэффициент не больше 64, поэтому
можно брать эпсилон = 1/65.
Гипотеза звучит так : Если можно сконструировать многочлен `P_0(x)`, обладающий указанными свойствами, у которого нет отрицательных коэффициентов, но один из коэффициентов равен нулю, то можно сконструировать и многочлен `P(x)`, обладающий указанными свойствами. В процессе доказательства без конструирования не обходится. Сначала убеждаемся в том, что в качестве `P_0(x)` не могут выступать многочлены 1..3 степени... Совсем не интересно остановиться в самом конце решения и не получить конкретный пример.
каждый коэффициент не больше 64
В многочлене `x^4+1/64x^3-1/65x^2+(1+63/64)x+1` сумма коэффициентов при степенях не равных двум равна четырем, но он не отвечает условию задачи.
Легко видеть, что эпсилон, равный величине обратной коэффициенту при второй степени `x` четвертой степени аналогичного многочлена с единичными коэффициентами (с нулевым коэффициентом при `x^2`) сорок второй степени, будет удовлетворять задаче для всех аналогичных многочленов степени большей 3.
Давайте попробуем внятно и четко сформулировать претензию к решению. Написано то-то, это неверно потому что так-то и так-то. Контрпример такой-то.
Я вот пока написал пост в www.facebook.com/groups/matkruzhki/permalink/49...
- там его заведомо увидят авторы и не только они.
В комментарии говорится о том, что из-за похожей структуры 2 и 3 степеней всех аналогичных многочленов произвольной степени существует значение эпсилон, которое подходит для всех.
Давайте попробуем внятно и четко сформулировать претензию к решению.
1. Минимально. Некорректный пример.
2. Развернуто. Ну это на вкус и цвет. Решение не является решением. Это предъявление ответа с комментариями. Не видно, как его (ответ) можно получить и как учитель должен рассказывать задачу ученикам.
С доступом в facebook у меня проблемы и тратить время на их решение не хочу.
В решении "все коэффициенты - положительны" всюду используется во втором смысле. Тогда в нем нет неверных утверждений за исключением "достаточно выбрать eps=0,5". В частности, нет необходимости решать квадратные и кубические уравнения: коэффициенты квадрата и куба многочлена P0-eps*x^2 полиномиально зависят от eps, их свободные члены равны коэффициентам квадрата и куба многочлена P0. Отсюда положительность при , eps=0 и вблизи 0. Ну, а то что произведение многочленов со всеми положительными коэффициентами (во втором смысле) тоже является таким многочленом - очевидно.
Однако большое спасибо автору этого поста, обратившего внимание, что небольшая неточность может вызвать у читателя большое непонимание.
Во втором издании книги постараемся неточности и неясности исправить.
Редактор книги А.Шаповалов
Оба эти утверждения ложны.
Хотелось бы, чтобы в решении не только приводилась готовая идея, но и объяснялось, как она получена. Почему нужно брать многочлен четвертой степени, как нужно подобрать эпсилон и т.п. вещи.
Но, в любом случае, мы благодарны за вопросы и замечания, и я их безусловно передам авторам.
Кстати, мне казалось, что автор задачи (это Олег Крижановский) в условии имел в виду как раз первое понимание.