На плечах гигантов, на спинах электронов
Психологический феномен боязни математики получил нейрофизиологическое подтверждение.

Боязнь математики реализуется посредством тех же нейрофизиологических механизмов, что и обычные фобии. (Фото Image Source / Corbis.)
Боязнь математики, при всей своей распространённости, изучена на удивление слабо. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая «боязнь» имеет место. «Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже учёные, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.
читать полностью

Боязнь математики реализуется посредством тех же нейрофизиологических механизмов, что и обычные фобии. (Фото Image Source / Corbis.)
Боязнь математики, при всей своей распространённости, изучена на удивление слабо. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая «боязнь» имеет место. «Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже учёные, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.
читать полностью
Есть, правда, и другие точки зрения
Да уж. Думаю, после электрошока остается только фобия электрошока. Все остальные меркнут.
А то "двойки, двойки"...
«Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор,
Никакого креатива. Электрошокер — вот и весь разговор )
Ну и каковы результаты?
вот только выйду из декретаособенно интересно про ключик... а то у меня много студентов "без ключика"...
Это никакой не оффтоп!
Народ желает знать!
Думаю, почти у всех преподавателей это очень больной вопрос.
А пост и так флудильный.
===
Вообще, это ведь какое дело важное и нужное.
у меня их было-то три раза по 5 человек, так что о статистике говорить не приходится
Зато все отборные двоечники. Больше 3 заданий ГИА по началу не решал никто
В первый год (занятия февраль-май): 5 человек. 2 пятёрки (проблемы: ноль мотивации, уверенность в своей глупости, страх перед математикой, но очень быстрый ум и хорошая память у обоих +- одно и то же), 1 четвёрка (проблема: пониженная мотивация, неумение сосредотачиваться долго, зато хорошая память и недюжинные математические способности), 2 тройки (очень разные девочки. у одной - ничего не хочет, всего боится и плюс "мне всё купят", вторая - путала сложение с умножением... то есть не сформированы какие-то первоначальные математические понятия, ну что-то сформировать удалось, похоже, не боялась, а реально не знала,к ак подступиться)
Плюс у всех - непринятие ответственности за себя. Это какой-то невозможный бич, у отличников встречается реже, кмк.
Второй год напишу попозже, там было 10 человек (было очень тяжко для меня, 7 - мой потолок, а школьные учителя - герои, если с 30ью справляются, так что мы поделили их потом). Вкратце - 4 пятёрки, 4 четвёрки, 2 тройки. Один сдал SAT только после наших занятий, закончил через год экстерном школу и уже учится где-то там в Америке. Трое пошли в физмат классы.
Вообще, я бы выделила такие проблемы, которые мне очень помогали выявлять и решать психологи.
1)Раз уж мы говорим про страх, то с него и начну. Да, страх перед сложным примером, неуверенность в своих силах и пр. Конечно, психолог - не психиатр и не психотерапевт и никаких таблекток не назначает
Самый простой "рецепт" для атких двоечников - на первом занятии предложить сложить две очень сложных дроби. Вроде 81\83 и 1\29. Ну или можно не взаимопростые знаменатели взять, чтоб ещё хитрее и ещё больше удовлетворения. Всё равно с дробей приходится начинать, так уж используем на благо
2)Несформированность психологических функций. Вот это кранты, товарищи. Если человек не научился сосредотачиваться, если у него нулевая память, если он не понимает, что такое формула или буква в принципе, т.е. не умеет двигаться от общего к частному и обратно, то здесь очень сложно что-то сделать вообще, не то что за полгода или даже год. Но можно. Есть специальные упражнения, которые мы вплетали в занятия. Некоторым, с не очень запущенными случаями, это помогало. Одному нет. Для него писались алгоритмы и предлагалось просто учить наизусть. Ужасно, но эффект имело. Вопрос, который я задаю себе до сих пор: "что же он будет делать дальше?".
3)Неприятие ответственности и прочая "лень". Сюда же - неумение планировать, непонимание "на фига козе баян" и пр. Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности. Домашки делали все почти всегда, опаздывали несильно, пропускали редко. Конечно, были и крайние случаи, когда без работы с родителями мало что получалось...но... и там что-то сдвинулось.
4)Разные каналы восприятия. Да-да, я про визуалов-аудилов-кинестетиков. Мы активировали все каналы восприятия и памяти: проговаривали, рисовали, перемещали предметы и перемещались сами.
Мне кажется, я никому ничего нового не сказала, т. к. все вы тут педагоги со стажем, но вдруг кому интересно было почитать
Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности.
простите, а есть ли ссылки на какие-то книги\материалы, где подробнее о том, какие тренинги можно проводить?
материалов тренингов у меня нет, т. к. не я проводила, я участвовала. Проводили психологи с психфака мгу и из института гештальт и психодрамы.
Очень интересно!
Вообще, памятник вам и вашим коллегам надо ставить.
Я работала в таком вузе, где основной контингент именно такой (как ни дико это звучит). И я всё это знаю изнутри. Только там это было нормой, а не чем-то нуждающимся в коррекции...
Самым моим большим достижением было, когда девочка-пятикурсница титаническими усилиями решила у доски систему линейных уравнений (двух с двумя неизвестными) класса для четвертого и расплакалась от облегчения. Сказала, что типа никогда бы о себе такого не подумала.
Вообще, грустно всё это (
Kineli, всегда пож, с ДР
Всегда пытался привлечь всех к работе... но а группе человек за 20-ть это проблемно...