На плечах гигантов, на спинах электронов
Психологический феномен боязни математики получил нейрофизиологическое подтверждение.

Боязнь математики реализуется посредством тех же нейрофизиологических механизмов, что и обычные фобии. (Фото Image Source / Corbis.)
Боязнь математики, при всей своей распространённости, изучена на удивление слабо. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая «боязнь» имеет место. «Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже учёные, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.

читать полностью

@темы: Про самолеты, Ссылки

Комментарии
30.05.2012 в 10:46

Лечить фобии нужно электрошоком!

Есть, правда, и другие точки зрения
30.05.2012 в 11:21

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
мы знали, мы знали :))
30.05.2012 в 11:25

На плечах гигантов, на спинах электронов
Гость,
Да уж. Думаю, после электрошока остается только фобия электрошока. Все остальные меркнут.
А то "двойки, двойки"...
«Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить ”двойку”» — вот и весь разговор,
Никакого креатива. Электрошокер — вот и весь разговор )
30.05.2012 в 11:25

На плечах гигантов, на спинах электронов
.Dana., тут уж не знаешь, что лучше))
30.05.2012 в 11:39

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
Дилетант, мы просто делали группу по математике для двоечников с участием психологов. Создавали комфортные психологические условия, психологи искали, почему у каждого конкретного ученика проблемы. Групповая терапия, всё такое :)
30.05.2012 в 11:47

На плечах гигантов, на спинах электронов
.Dana., как интересно!
Ну и каковы результаты?
30.05.2012 в 11:59

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
Дилетант, давайте в личку подробнее, а то оффтоп и реклама, всё такое :) очень разные, на самом деле. Если удавалось подобрать ключик и если проблема была решаема за год, то сдавали на 4-5, некоторые шли в физматклассы. Если нет, то 3 свою получали, конечно. Но мы 3 года проработали и закрылись. Сейчас опять очень хочу повторить вот только выйду из декрета
30.05.2012 в 13:00

.Dana., а можно мне тоже в личку результаты?) интересно как будущему педагогу
30.05.2012 в 14:41

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
.Dana., если можно и мне на умыло результаты пришлите пожалуйста...
особенно интересно про ключик... а то у меня много студентов "без ключика"... :) ...
30.05.2012 в 14:49

На плечах гигантов, на спинах электронов
.Dana., вооот!
Это никакой не оффтоп!
Народ желает знать!
Думаю, почти у всех преподавателей это очень больной вопрос.
А пост и так флудильный.

===
Вообще, это ведь какое дело важное и нужное.
01.06.2012 в 19:20

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
Хм, такое количество (и качество, хе-хе) интересующихся, что я взяла тайм-аут на написание ответа
у меня их было-то три раза по 5 человек, так что о статистике говорить не приходится
Зато все отборные двоечники. Больше 3 заданий ГИА по началу не решал никто :)
В первый год (занятия февраль-май): 5 человек. 2 пятёрки (проблемы: ноль мотивации, уверенность в своей глупости, страх перед математикой, но очень быстрый ум и хорошая память у обоих +- одно и то же), 1 четвёрка (проблема: пониженная мотивация, неумение сосредотачиваться долго, зато хорошая память и недюжинные математические способности), 2 тройки (очень разные девочки. у одной - ничего не хочет, всего боится и плюс "мне всё купят", вторая - путала сложение с умножением... то есть не сформированы какие-то первоначальные математические понятия, ну что-то сформировать удалось, похоже, не боялась, а реально не знала,к ак подступиться)
Плюс у всех - непринятие ответственности за себя. Это какой-то невозможный бич, у отличников встречается реже, кмк.
Второй год напишу попозже, там было 10 человек (было очень тяжко для меня, 7 - мой потолок, а школьные учителя - герои, если с 30ью справляются, так что мы поделили их потом). Вкратце - 4 пятёрки, 4 четвёрки, 2 тройки. Один сдал SAT только после наших занятий, закончил через год экстерном школу и уже учится где-то там в Америке. Трое пошли в физмат классы.

Вообще, я бы выделила такие проблемы, которые мне очень помогали выявлять и решать психологи.
1)Раз уж мы говорим про страх, то с него и начну. Да, страх перед сложным примером, неуверенность в своих силах и пр. Конечно, психолог - не психиатр и не психотерапевт и никаких таблекток не назначает :)) Да и нужно ли это - для меня вопрос. Но групповое обсуждение, кто чего боиться и почему, демонстрация того, что действительно бывает страшно, но бывает и НЕ страшно - всё это мы делали вместе. Однако, мы скорее делали упор на неуверенности в себе. Мысли, что страх математики имеет ту же природу, что и привычные фобии, у меня не было (за психолога не скажу). Кстати, если собачка порылась только в страхе, то прогноз благоприятный. За год обучения в очень комфортной атмосфере бояться перестают все. Важно в данном случае - ощущение успеха. "вау, я сделал эту задачу, а ведь Дана говорила и мне казалось, что она СЛОЖНАЯ"
Самый простой "рецепт" для атких двоечников - на первом занятии предложить сложить две очень сложных дроби. Вроде 81\83 и 1\29. Ну или можно не взаимопростые знаменатели взять, чтоб ещё хитрее и ещё больше удовлетворения. Всё равно с дробей приходится начинать, так уж используем на благо :)
2)Несформированность психологических функций. Вот это кранты, товарищи. Если человек не научился сосредотачиваться, если у него нулевая память, если он не понимает, что такое формула или буква в принципе, т.е. не умеет двигаться от общего к частному и обратно, то здесь очень сложно что-то сделать вообще, не то что за полгода или даже год. Но можно. Есть специальные упражнения, которые мы вплетали в занятия. Некоторым, с не очень запущенными случаями, это помогало. Одному нет. Для него писались алгоритмы и предлагалось просто учить наизусть. Ужасно, но эффект имело. Вопрос, который я задаю себе до сих пор: "что же он будет делать дальше?".
3)Неприятие ответственности и прочая "лень". Сюда же - неумение планировать, непонимание "на фига козе баян" и пр. Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности. Домашки делали все почти всегда, опаздывали несильно, пропускали редко. Конечно, были и крайние случаи, когда без работы с родителями мало что получалось...но... и там что-то сдвинулось.
4)Разные каналы восприятия. Да-да, я про визуалов-аудилов-кинестетиков. Мы активировали все каналы восприятия и памяти: проговаривали, рисовали, перемещали предметы и перемещались сами.

Мне кажется, я никому ничего нового не сказала, т. к. все вы тут педагоги со стажем, но вдруг кому интересно было почитать :)
01.06.2012 в 20:04

.Dana., очень интересно *_____*. могу ли я перепостить ваш комментарий к себе в днев как пример правильного подхода к ученикам?

Вот это решалось на ура тренингами, групповыми процессами и вовзращением ответственности.
простите, а есть ли ссылки на какие-то книги\материалы, где подробнее о том, какие тренинги можно проводить?
01.06.2012 в 21:18

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
Kineli, перепостить можно. Но я ещё раз подчёркиваю, что реализовать это в большом классе мне не представляется возможным.

материалов тренингов у меня нет, т. к. не я проводила, я участвовала. Проводили психологи с психфака мгу и из института гештальт и психодрамы.
01.06.2012 в 21:35

.Dana., спасибо)
01.06.2012 в 21:43

На плечах гигантов, на спинах электронов
.Dana., спасибо!
Очень интересно!
Вообще, памятник вам и вашим коллегам надо ставить.

Я работала в таком вузе, где основной контингент именно такой (как ни дико это звучит). И я всё это знаю изнутри. Только там это было нормой, а не чем-то нуждающимся в коррекции...
Самым моим большим достижением было, когда девочка-пятикурсница титаническими усилиями решила у доски систему линейных уравнений (двух с двумя неизвестными) класса для четвертого и расплакалась от облегчения. Сказала, что типа никогда бы о себе такого не подумала.
Вообще, грустно всё это (
01.06.2012 в 21:56

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
Дилетант, никакого памятника, это всё было совсем не бесплатно и у нас были идеальные условия: малые группы, большая длительность (4 часа, я не говорила?) и потрясающее начальство. Ну и мотивация у детей понятная: сдать экзамен.


Kineli, всегда пож, с ДР:)
04.06.2012 в 02:10

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
.Dana., спасибо за информацию... буду осмысливать...

Всегда пытался привлечь всех к работе... но а группе человек за 20-ть это проблемно...
07.06.2012 в 00:34

«Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!»
All_ex, проблематично - это Вы очень политкорректны :)
07.06.2012 в 00:38

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
политкорректны - вместо словосочетания "чёрная дыра" теперь надо говорить "афроотверстие"... :)