Гаусс не испытывал никакого желания окружать себя учениками или активно рассеивать мрак у себя на родине. Ему достаточно было время от времени, после нескольких лет подготовки, публиковать один из своих несравненных по форме и содержанию шедевров, которые всегда, пока на земле будет жива человеческая раса, в которой возникают умы, способные оценить творения чистой мысли, будут числиться среди драгоценнейших сокровищниц цивилизации. Для своих немецких современников он тоже был великим Гауссом, но из-за приложений математики к задачам астрономии и физики. Как он сам себе представлял соотношение приложений и теории, вытекает из его возмущенного ответа на полные восхищения слова о важности его работ в астрономии, когда он заявил, что его интересовала лишь арифметическая часть работы, а не "эти грязные шары, которые называются планетами". Г. Миттаг-Леффлер "Нильс Хенрик Абель". |
Этот эпиграф был в биографическом топике, посвященном Магнусу Густаву Миттаг-Леффлеру. Сейчас я его вспомнила в связи с прочтением книги Даниэля Кельмана "Измеряя мир". Эта книга о двух великих людях: Александре фон Гумбольдте и Карле Фридрихе Гауссе.
И сейчас я хочу процитировать пассаж как раз на эту тему. Книгу же очень рекомендую.
***
ЗВЕЗДЫ
Возвестив миру, где и когда появится эта планета в следующий раз (разумеется, сперва ему никто не поверил, однако злосчастная груда камней день в день и в точно указанный час вышла все-таки из тьмы), он, видите ли, стал знаменитым. Астрономия — наука популярная. Короли всегда интересовались ею, генералы внимательно следили за достижениями астрономов, князья назначали поощрительные премии за сделанные открытия, а газеты сообщали о придворных звездочетах Маскелайне, Мейсоне, Диксоне и итальянце Пиацци как о героях. Человек, который кардинально расширил горизонты математики, представлялся им всего лишь курьезной фигурой. А вот тот, кто открыл звезду, был человеком, добившимся положения в обществе и успеха в жизни.
Ну, стало быть, сказал герцог, теперь ее можно видеть. И он своего добился.
Гаусс, не зная, что на это ответить, молча поклонился.
А что еще, спросил привычно герцог после задумчивой паузы. Какие новости в личной жизни?
Он вроде прослышал о его намерении жениться?
Гаусс подтвердил, что так оно и есть.
Зал для аудиенций претерпел изменения. Зеркала на потолке, очевидно вышедшие из моды, заменили листами сусального золота, и свечей теперь горело чуть меньше. Да и сам герцог выглядел как-то иначе. Он постарел. Одно веко дрябло обвисло, щеки стали толстыми, его грузное тело всей тяжестью своего веса болезненно давило ему на колени.
Дочка кожевника, так он слышал?
- Точно, сказал Гаусс. Улыбнувшись, он еще добавил: Ваше высочество.
Что за странное обращение! И что за место. Ему надо собраться, чтобы не показаться непочтительным. К тому же он любил герцога. Герцог был неплохим человеком, старался делать все правильно и, по сравнению с большинством других, был неглуп.
Но семью, сказал герцог, нужно кормить.
Этого он отрицать не может, сказал Гаусс. Потому-то и посвятил себя служению Церере.
Герцог посмотрел на него, наморщив лоб.
Гаусс вздохнул. Церерой, заговорил он подчеркнуто медленно, окрестили ту малую планету, которую сначала увидел Пиацци и чью орбиту рассчитал он, Гаусс. Он вообще занялся этой проблемой только потому, что надумал жениться. Он знал, что сделает в этом случае нечто практическое, что смогут понять и другие люди, которые… как бы это лучше сказать… Поймут и те люди, которые математикой не интересуются.
Герцог кивнул. Гаусс вспомнил, что не полагается смотреть герцогу прямо в лицо, и опустил глаза.
читать дальше
Церера (Википедия, небольшие отрывки)
Церера (1 Ceres) — карликовая планета в поясе астероидов внутри Солнечной системы. Церера — самая близкая к Земле карликовая планета (среднее расстояние между орбитами — около 263 млн км). Церера была открыта вечером 1 января 1801 года итальянским астрономом Джузеппе Пиацци в Палермской астрономической обсерватории. Некоторое время Церера рассматривалась как полноценная планета Солнечной системы; в 1802 году она была классифицирована как астероид, а по результатам уточнения понятия «планета» Международным астрономическим союзом 24 августа 2006 года на XXVI Генеральной Ассамблее МАС была отнесена к карликовым планетам. Она была названа в честь древнеримской богини плодородия Цереры.
Специально для определения орбиты Цереры Карл Фридрих Гаусс в 24 года разработал эффективный метод определения орбиты. Он поставил перед собой задачу найти способ определения элементов орбиты по трём полным наблюдениям (если на три момента времени известны — время, прямое восхождение и склонение). Всего за несколько недель он рассчитал путь Цереры и отправил свои результаты фон Цаху. 31 декабря 1801 года Франц Ксавер фон Цах совместно с Генрихом Ольберсом однозначно подтвердили обнаружение Цереры.
Вот он, тот самый грязный шар.