Когда-то Лобачевский думал, кутаясь в пальто:
Как мир прямолинеен — видно, что-то здесь не то,
Но он вгляделся пристальней в загадочную высь
И там все параллельные его пересеклись.


"Песенка про Лобачевского".
Вот она же в живом исполнении Песенка про Лобачевского


Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения Николая Ивановича Лобачевского. Правда, по старому стилю, но разве нам привыкать к двойным датам?

Николай Иванович Лобачевский (20 ноября (1 декабря) 1792, Нижний Новгород — 12 (24) февраля 1856, Казань) — русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. По выражению Н. П. Загоскина, Лобачевский был «великим строителем» Казанского университета.
Биография Лобачевского очень подробно описана в Википедии: Лобачевский Николай Иванович. Не буду копировать ее целиком, да и частями тоже не буду.

Вот цитата из статьи в "Аргументах и фактах"

Русский профессор тогда взялся за то, о чём европей­ские математики издавна предупреждали своих учеников: «Молю тебя, только не делай попыток одолеть теорию параллельных линий… Оставь эту материю, страшись её больше, нежели чувственных увлечений. Потому что она лишит тебя всего твоего времени, здоровья, покоя - всего счастья твоей жизни!»

Соответственно складывается и представление о таком человеке: этакий кабинетный учёный - замкнутый, нелюдимый, хотя и очень интеллигентный чудак. К нормальной жизни малоприспособленный, не умеющий постоять за себя, рохля и простофиля.
Но в случае с Лобачевским все шаблоны рвутся с треском. Для начала наш «простофиля» в 34-летнем возрасте становится ректором Казанского университета. А три года спустя «рохля» Лобачевский проявляет себя во время эпидемии холеры. Но как? Обычно пишут расплывчато и по-канцелярски: «Предпринял меры для спасения жизни и здоровья студентов». Благо очевидцы оставили более конкретные свидетельства: «Когда жертвой холеры сделался экстраординарный профессор Протасов, все шесть­сот человек словно обезумели. Готовы были сломать ограду и разбежаться кто куда. Чтобы внести успокоение, Николай Иванович прилюдно зарядил два пистолета и сказал, что каждый, кто вздумает бежать, будет убит на месте».
Вот такими были «предпринятые меры». Это уже не профессор, не кабинетный сиделец, это самый настоящий ковбой. И, судя по всему, ректор Лобачевский запросто мог осуществить свою угрозу.


читать дальше