23:12

Простыми словами

..Чего ж не кончу я, другие
Доделают, решат, найдут...
Таков удел всех нас живые
Без творчества не проживут!

Лев Михайлович Лоповок

Этот топик посвящен известному учёному и педагогу-математику Льву Михайловичу Лоповку.

Биография на этот раз не из Википедии, а с сайта об истории Полтавы: histpol.narod.ru
Лоповок Лев Михайлович (29.07.1916 г. Полтава — 29.11.1992 г. Луганск), педагог-математик, кандидат педагогических наук, профессор.
Лев Михайлович Лоповок — выдающийся педагог-математик, один из творцов проблемного обучения и развивающей системы упражнений из математики, автор школьных учебников, сборников задач, методических указаний для учителей и учеников, книг для внеклассного чтения. 30 лет работал учителем математики, немецкого языка и черчения.
В 1961 за совокупность работ получил научную степень кандидата педагогических наук. С 1962 года работает на кафедре геометрии и методики математики в Луганском педагогическом институте. А с 1963 года - заведующий кафедрой геометрии и методики математики. Готовил и проводил многочисленные математические конкурсы и олимпиады, выступал на научных конференциях, по приглашению читал лекции в СССР и за границей. Звание профессора получил в 1991 году и снова за совокупность работ.
Участник Большой Отечественной войны. Им написаны более 70 книг и 150 статей. Его работы издавались на русском, украинском, болгарском, немецком, венгерском, чешском, польском, сербском и румынском языках. Только в СССР его работы издавались в России (Москва, Томск, Омск, Новокузнецк, Брянск, Ростов), Украине (Киев, Хмельницкий, Луганск), Эстонии, Литве, Белоруссии, Узбекистане и Грузии.
Его статьи публиковались в самых престижных научно-методических журналах "Квант", "Математика в школе", "Советская школа". Разнообразная тематика его работ: учебники и задачники для учеников общеобразовательных и специализированных школ, сборники интересных и олимпиадных задач, статьи и монографии, посвященные разным разделам элементарной математики, методические указания для учителей и студентов педвузов.
Он писал книги, в которых объединялись математика и литература, наука и искусство, методика и поэзия.
Награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны I и II степени, 5 медалей, Отличник Народного образования УССР


А вот чуть менее официальная биография, опубликованная на сайте Интеллектуальный турнир памяти Льва Михайловича Лоповка Луганской ФМШ №1.

читать дальше

Некоторые ссылки:
1. На сайте УчМаг в предисловии к книге «1000 проблемных задач по математике» рассказ о Л.М.Лоповке директора института экономики и бизнеса Луганского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко (фамилии не знаю :))
uchmag.ru

2. Здесь интервью с дочерью Льва Михайловича Верой Лоповок, в котором она рассказывает об отце: Женщина месяца. Вера Лоповок
Вот небольшое фото оттуда:


3. Биографический рассказ Инны Отрох «Печальная история».
Пожалуй, из всего, что я прочитала о Л.М. Лоповке, этот рассказ мне понравился больше всего.
Правда, там написано, что после демобилизации он стал доктором физ.-мат. наук, что не подтверждается другими источниками. Но, думаю, всему остальному, что там написано, вполне можно доверять.

4. Луганская «Наша газета» Учитель вчителів (укр.)

5. Памятная доска и еще немного фото на сайте Шукач


Библиография
читать дальше




Лоповок Л.М. Сборник стереометрических задач на построение. Пособие для учителей средней школы / Под редакцией А.Д. Посвянского - Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, 72 стр.
Данный сборник является одним из первых откликов на педагогические воззрении проф Н.Ф. Четверухина, изложенные в его книге Чертежи пространственных фигур в курсе геометрии и в брошюрах о стереометрических задачах. Эти работы ставят своею целью развитие пространственного представления учащихся путём эффективного решения задач на построение.
Сборник содержит довольно обширный материал по стереометрическим построениям, подобранный с соблюдением постепенного нарастания трудностей.
Материал сборника бесспорно представляет интерес для учителя математики и окажет помощь в его работе.
Книгу предоставил  kknop.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л.М. Зображення круглих тіл - К: Радянська школа, 1961, 65 с.
У книжці подаються побудови переважної більшості зображень круглих тіл, що зустрічаються в практиці викладання геометрії в середній школі, і короткий опис їх виконання.
Книжка розрахована на вчителів математики середньої школи.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л.М. Математические диктанты для V—VIII классов: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1965, 80 с: ил.
Книга содержит тексты диктантов по курсу математики в 5—8 классах и подробные рекомендации по проведению и проверке математического диктанта.
Предназначена книга учителям математики средней школы, а также преподавателям средних специальных учебных заведений.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л.М. Математика на досуге. Книга для учащихся среднего школьного возраста ( IV-VIII классы ). - М.: Просвещение, 1981, 158 с.
Данное пособие предназначено для учащихся IV—VIII классов, которые интересуются математикой. Оно содержит сказки и рассказы, в которых описываются события, имеющие прямую связь с математикой. Книга знакомит с методами рассуждения, показывает подход ко многим необычным и ее очень легким задачам. В конце книги приводятся указания к решению предложенных задач.
Разнообразный материал книги может быть использован для разумного заполнения досуга школьников н для работы школьных математических кружков.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7—11 классов: Пособие для учителя.-- К.: Рад. шк., 1990, 128 с.
В книге дана система факультативных заданий для школьников по геометрии. Излагается методика работы учителя при постановке факультативных заданий, организации проверки и оценки работ учащихся. В соответствии с программой приводится 1118 упражнений, обеспечивающих все темы и подтемы курса геометрии. Задания содержат упражнения всех видов и различной сложности, что позволяет выбирать те из них, которые наиболее соответствуют условиям обучения. К предложенным задачам даны указания, в ряде случаев отмечены возможности решения не единственным путем. Рисунки к задачам выполнены в цвете.
Для учителей математики общеобразовательной средней школы.
Книгу предоставил  kknop.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л.М. Збірник задач з геометрії для 10-11 класів: Навчальний посібник - К.:Освіта, 1993, 160 стр.
Математичнi задачi e важливою складовою частиною навчания. Iх умови розширюють полiтехнiчний кругозiр, привертають увагу до рiзноманiтних трудових процесiв, машин, приладiв, iнструментiв, якi використовують у народному господарствi i в технiцi. При цьому легше усвiдомити широчiнь застосувань математики в iнших науках i технiцi. Але розв'язування задач мае й iншi функцii. Розширення арсеналу прийомiв обчислень, спiвставления фактов, пошуки шляхiв до поставленоi мети - все це розвивае творчi здiбностi, самостiйнiсть, новаторство. Математичнi задачi створюють можливостi самоконтролю за якiстю засвоeння навчального матерiалу. Саме тому бiльшiсть часу на уроках видiляеться для розв'язування рiзноманiтних задач.
(djvu) yadi.sk

Лоповок Л. М. Сборник задач по геометрии для 6—8 классов: Пособие для учителей/Под ред. д-ра пед. наук проф. И. Ф. Тесленко.— К.: Рад. шк., 1985.—104 с.
Пособие содержит более 1000 геометрических задач на вычисление, построение и исследование ко всем соответствующим пунктам учебного пособия «Геометрия, 6—10» А. В. Погорелова. К задачам даются ответы, а к наиболее сложным — решения и указания к решениям. Задачи можно использовать для дифференцированных самостоятельных работ, для индивидуальных классных и домашних заданий.
Предназначается для учителей математики общеобразовательной школы.
(djvu) yandex



Спасибо  kknop за книги и  mkutubi за помощь в оформлении топика.

@темы: История математики, Люди

Комментарии
14.09.2014 в 00:41

Большое спасибо.
Наверно для составителя задачника самая большая награда, если его задачи кто-то будет (пытаться) решать.
Из последней книжки задача
725*. Основание пирамиды - прямоугольный треугольник. Периметры боковых граней 32 см, 34 см и 36 см. Зная, что все ребра одинаково наклонены к плоскости основания, найти объем пирамиды.
Решение. Поскольку ребра одинаково наклонены, скажем, под углом `alpha` к плоскости основания, то все они одинаковы по длине, поскольку равны `h/sin alpha`, где `h` высота пирамиды. Обозначим их длину b. Теперь можем написать теорему Пифагора для основания пирамиды `(32-2b)^2+(34-2b)^2=(36-2b)^2` Отсюда приходим к квадратному уравнению `b^2-30b+221=0`, из которого находим b=13 или b=17. 17 не подходит, поскольку в этом случае меньший катет был бы отрицательным. Получается b=13, катеты равны 6, 8, гипотенуза 10. Равные боковые ребра под равными углами к основанию дают равные проекции на основание. Это означает, что основание высоты пирамиды лежит в центре окружности, описанной около основания, то есть в середине гипотенузы. Теперь можно вычислить высоту пирамиды по теореме Пифагора `h=sqrt(13^2-5^2)=12`. Теперь у нас есть все данные для вычисления объема пирамиды: `V=1/3*(6*8)/2*12=96`.
14.09.2014 в 02:26

Белый и пушистый (иногда)
Большое спасибо!
Действительно, его книги известны в учительской среде. У меня дома есть Математические диктанты, сборник по стереометрии (1959 года), обе книги - наследство, и 1000 проблемных задач. Прекрасные книги и замечательный автор.
14.09.2014 в 12:25

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
Amicus Plato, Спасибо!... :red: :red: :red:
14.09.2014 в 14:25

Amicus Plato, Спасибо! Особенно спасибо за Лоповок Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7—11 классов: Пособие для учителя.-- К.: Рад. шк., 1990, 128 с.Давно искал. Не смог найти ни бумажную версию, ни электронную. На сайте УчМаг в предисловии к книге «1000 проблемных задач по математике» рассказ о Л.М.Лоповке директора института экономики и бизнеса Луганского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко (фамилии не знаю) доцент. Хмель В.П.
14.09.2014 в 14:59

Простыми словами
Alidoro, VEk, All_ex, спасибо за отклик!
Alidoro, здорово! :red:

Гость, большое спасибо за обратную связь. За эту книгу благодарности kknop'у.
доцент. Хмель В.П.
Да, спасибо. Гугл говорит именно это. Но статья не подписана фамилией, поэтому я предпочла оставить как есть. :)
14.09.2014 в 17:15

Гость, большое спасибо за обратную связь. За эту книгу благодарности kknop'у. Спасибо kknop за книги.
27.06.2015 в 09:09

Владелец дневника видит IP-адреса пользователей, оставивших комментарии!