| ..Чего ж не кончу я, другие Доделают, решат, найдут... Таков удел всех нас живые Без творчества не проживут!
Лев Михайлович Лоповок |
Этот топик посвящен известному учёному и педагогу-математику Льву Михайловичу Лоповку.

Биография на этот раз не из Википедии, а с сайта об истории Полтавы:
histpol.narod.ruЛоповок Лев Михайлович (29.07.1916 г. Полтава — 29.11.1992 г. Луганск), педагог-математик, кандидат педагогических наук, профессор.
Лев Михайлович Лоповок — выдающийся педагог-математик, один из творцов проблемного обучения и развивающей системы упражнений из математики, автор школьных учебников, сборников задач, методических указаний для учителей и учеников, книг для внеклассного чтения. 30 лет работал учителем математики, немецкого языка и черчения.
В 1961 за совокупность работ получил научную степень кандидата педагогических наук. С 1962 года работает на кафедре геометрии и методики математики в Луганском педагогическом институте. А с 1963 года - заведующий кафедрой геометрии и методики математики. Готовил и проводил многочисленные математические конкурсы и олимпиады, выступал на научных конференциях, по приглашению читал лекции в СССР и за границей. Звание профессора получил в 1991 году и снова за совокупность работ.
Участник Большой Отечественной войны. Им написаны более 70 книг и 150 статей. Его работы издавались на русском, украинском, болгарском, немецком, венгерском, чешском, польском, сербском и румынском языках. Только в СССР его работы издавались в России (Москва, Томск, Омск, Новокузнецк, Брянск, Ростов), Украине (Киев, Хмельницкий, Луганск), Эстонии, Литве, Белоруссии, Узбекистане и Грузии.
Его статьи публиковались в самых престижных научно-методических журналах "Квант", "Математика в школе", "Советская школа". Разнообразная тематика его работ: учебники и задачники для учеников общеобразовательных и специализированных школ, сборники интересных и олимпиадных задач, статьи и монографии, посвященные разным разделам элементарной математики, методические указания для учителей и студентов педвузов.
Он писал книги, в которых объединялись математика и литература, наука и искусство, методика и поэзия.
Награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны I и II степени, 5 медалей, Отличник Народного образования УССР
А вот чуть менее официальная биография, опубликованная на сайте
Интеллектуальный турнир памяти Льва Михайловича Лоповка Луганской ФМШ №1.
читать дальше
Лев Михайлович Лоповок родился 29 июля 1916 года в семье рабочего в г. Полтаве. Его отец — Лоповок Михаил Абрамович — был наборщиком, работал в типографиях с 1898 г. до самой смерти в 1938 г. Мать — Лоповок Вера Леонтьевна — рано лишилась отца и с 13 лет служила в магазине, была домохозяйкой работала в Полтаве на трикотажной фабрике, с 1931 г. — продавцом в Полтавторге. Через несколько дней после оккупации Полтавы немецко-фашистскими войсками мать и сестра Льва Михайловича в числе других 6500 евреев были арестованы и расстреляны.
Учился Лев Михайлович в Полтаве. В 1929 году окончил 2-ю трудшколу и поступил в Полтавский автодорожный техникум, который окончил в 1934 году. Затем был направлен в г. Кременчуг Полтавской области, где работал начальником изыскательной партии до января 1936 года. С января по 1 сентября 1936 г. был преподавателем Полтавского дорожного техникума и одновременно экстерном учился в институте в г. Харькове. В августе 1936 г. получил диплом инженера-автодорожника.
С сентября 1936 г. Лев Михайлович начал работать в школе преподавателем математики, немецкого языка и черчения. А в 1937 году продолжил учиться заочно, поступив на физико-математический факультет Полтавского пединститута. В августе 1939 г. Лев Михайлович получил диплом об окончании учительского института, сдал экзамены за III и IV курсы. Но окончить институт не успел — началась Великая Отечественная война.
Суровыми дорогами войны, орошенными слезами женщин, стариков и детей, отмеченными холмиками свежей земли на могилах друзей и ранами на своем теле, прошел Л.М. Лоповок от Запорожья до г. Кремса, что в Австрии. В этой страшной войне он выжил, победил и в 1946 году вернулся к мирной жизни. В январе 1949 г. Лев Михайлович окончил заочное отделение физико-математического факультета Винницкого пединститута И летом этого же года поступил в заочную аспирантуру Академии педагогических наук.
Всю жизнь Лев Михайлович Лоповок учился, работал, познавал глубины и красоту математических законов и формул, передавал знания своим ученикам. А сколько их было за долгие годы педагогического труда! Тридцать лет Лев Михайлович руководил работой кафедры геометрии и методики преподавания Луганского государ-ственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко, его перу принадлежит более 250 публикаций, 58 учебников, книг и брошюр, переведенных на 11 языков народов мира.
Лев Михайлович Лоповок учил своих воспитанников не останавливаться на достигнутом, постоянно двигаться вперед к поставленной цели. Для многих из них жизненным девизом стали слова замечательного Учителя:
...Чего ж не кончу я, другие
Доделают, решат, найдут...
Таков удел всех нас живые
Без творчества не проживут!
Материал подготовлен Г.И. Монастырской
Некоторые ссылки:1. На сайте УчМаг в предисловии к книге «1000 проблемных задач по математике» рассказ о Л.М.Лоповке директора института экономики и бизнеса Луганского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко (фамилии не знаю

)
uchmag.ru2. Здесь интервью с дочерью Льва Михайловича Верой Лоповок, в котором она рассказывает об отце:
Женщина месяца. Вера ЛоповокВот небольшое фото оттуда:

3. Биографический рассказ Инны Отрох
«Печальная история».
Пожалуй, из всего, что я прочитала о Л.М. Лоповке, этот рассказ мне понравился больше всего.
Правда, там написано, что после демобилизации он стал доктором физ.-мат. наук, что не подтверждается другими источниками. Но, думаю, всему остальному, что там написано, вполне можно доверять.
4. Луганская «Наша газета»
Учитель вчителів (укр.)5. Памятная доска и еще немного фото на сайте
Шукач
Библиографиячитать дальше* Лоповок Л.М. Сборник стереометрических задач на построение - М. Учпедгиз, 1950. - 72 с.
* Лоповок Л.М. Збiрник задач з стереометрii. - К.: Радянська школа, 1955. - 268 с.
* Лоповок Л.М. Сборник задач по стереометрии : пособие для учителей сред. шк. - М., Учпедгиз, 1959, 168 с.
* Лоповок Л.М. Изображение круглых тел.- К.: Рад.шк., 1960. - 65 с.
* Лоповок Л.М. Зображення круглих тіл - К., Радянська школа, 1961, 65 с.
* Лоповок Л.М. Математические диктанты для V—VIII классов: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1965, 80 с: ил.
* Лоповок Л.М., Цървенков В. Математически диктовки.- София: Народна Просвета, - 1966. - 73 с.
* Лоповок Л.М. Методика отбора упражнений по геометрии и обучения их решению в Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы. Пособие для учителя / Под редакцией А. И. Фетисова - М.: Просвещение,1967, 272 стр.
* Розв'язування геометричних задач у середній школі / М.Б. Гельфанд, Л.М. Лоповок, Г.М. Скобелєв, І.Ф. Тесленко ; за ред. доц. Л.М. Лоповка . - К. : Радянська школа, 1972. - 262 с. - 0.59 р.
* Лоповок Л.М. Збірник математичних задач логічного характеру - К. Вища школа, 1972, 152 с., илл.
* Лоповок Л.М. Збiрник вправ з геометрii для 6-8 класiв. - К.: Радянська школа, 1977. - 144 с.
* Лоповок Л.М. Сборник геометрических задач для 10 класса - К., Радянська школа, 1979, 95 с.
* Лоповок Л.М. — Параллельность в пространстве, Изображение фигур в стереометрии. в Преподавание геометрии в 9-10 классах. Сборник статей / Скопец З.А., Хабиб Р.А. (составители) – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
* Лоповок Л.М. Математика на досуге. Книга для учащихся среднего школьного возраста ( IV-VIII классы ). - М.: Просвещение, 1981, 158 с.
* Лоповок Л.М. Збiрник задач з геометрii для 6-8 класiв. - К.: Радянська школа, 1983. - 96 с.
* Лоповок Л.М. Збірник задач для 9-10 кл.: Дидактичні матеріали для вчителів. - К.: Рад.шк., 1984. - 120 с.
* Лоповок Л.М. Сборник задач по геометрии для 6-8 классов : пособие для учителей / Л.М. Лоповок. - К. : Радянська школа, 1985. - 104 с.
* Лоповок Л.М. Виховна робота на уроках геометрії в 6-8 класах : методичний посібник / Л.М. Лоповок. - К. : Радянська школа, 1986. - 112 с.
* Лоповок Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7-11 классов : пособие для учителя / Л.М. Лоповок. - К. : Радянська школа, 1990. - 128 с.
* Лоповок Л.М. Збірник задач з геометрії для 10-11 класів: Навчальний посібник - К.:Освіта, 1993, 160 стр.
* Лоповок, Л.М. 1000 проблемных задач по математике : кн. для учащихся / Л.М. Лоповок. - Москва : Просвещение, 1995. - 239 с.
Журнал Квант
Лоповок Л., Вписанный шестиугольник. (N1,1973)
Лоповок Л., Полуправильные многоугольники (N3,1971)
Лоповок Л., Против шаблона. (N3,1973)
Журнал Математика в школе
Л.М. Лоповок — О составлении геометрических задач - 1951, № 1, c. 36
Л.М. Лоповок — Математический кружок в школе - 1951, № 4, c. 46
Л.М. Лоповок Создание и использование проблемных ситуаций в процессе преподавания. 1977, № 3, с. 17. | Лоповок Л.М. Сборник стереометрических задач на построение. Пособие для учителей средней школы / Под редакцией А.Д. Посвянского - Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950, 72 стр. Данный сборник является одним из первых откликов на педагогические воззрении проф Н.Ф. Четверухина, изложенные в его книге Чертежи пространственных фигур в курсе геометрии и в брошюрах о стереометрических задачах. Эти работы ставят своею целью развитие пространственного представления учащихся путём эффективного решения задач на построение. Сборник содержит довольно обширный материал по стереометрическим построениям, подобранный с соблюдением постепенного нарастания трудностей. Материал сборника бесспорно представляет интерес для учителя математики и окажет помощь в его работе. Книгу предоставил kknop. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л.М. Зображення круглих тіл - К: Радянська школа, 1961, 65 с. У книжці подаються побудови переважної більшості зображень круглих тіл, що зустрічаються в практиці викладання геометрії в середній школі, і короткий опис їх виконання. Книжка розрахована на вчителів математики середньої школи. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л.М. Математические диктанты для V—VIII классов: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1965, 80 с: ил. Книга содержит тексты диктантов по курсу математики в 5—8 классах и подробные рекомендации по проведению и проверке математического диктанта. Предназначена книга учителям математики средней школы, а также преподавателям средних специальных учебных заведений. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л.М. Математика на досуге. Книга для учащихся среднего школьного возраста ( IV-VIII классы ). - М.: Просвещение, 1981, 158 с. Данное пособие предназначено для учащихся IV—VIII классов, которые интересуются математикой. Оно содержит сказки и рассказы, в которых описываются события, имеющие прямую связь с математикой. Книга знакомит с методами рассуждения, показывает подход ко многим необычным и ее очень легким задачам. В конце книги приводятся указания к решению предложенных задач. Разнообразный материал книги может быть использован для разумного заполнения досуга школьников н для работы школьных математических кружков. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7—11 классов: Пособие для учителя.-- К.: Рад. шк., 1990, 128 с. В книге дана система факультативных заданий для школьников по геометрии. Излагается методика работы учителя при постановке факультативных заданий, организации проверки и оценки работ учащихся. В соответствии с программой приводится 1118 упражнений, обеспечивающих все темы и подтемы курса геометрии. Задания содержат упражнения всех видов и различной сложности, что позволяет выбирать те из них, которые наиболее соответствуют условиям обучения. К предложенным задачам даны указания, в ряде случаев отмечены возможности решения не единственным путем. Рисунки к задачам выполнены в цвете. Для учителей математики общеобразовательной средней школы. Книгу предоставил kknop. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л.М. Збірник задач з геометрії для 10-11 класів: Навчальний посібник - К.:Освіта, 1993, 160 стр. Математичнi задачi e важливою складовою частиною навчания. Iх умови розширюють полiтехнiчний кругозiр, привертають увагу до рiзноманiтних трудових процесiв, машин, приладiв, iнструментiв, якi використовують у народному господарствi i в технiцi. При цьому легше усвiдомити широчiнь застосувань математики в iнших науках i технiцi. Але розв'язування задач мае й iншi функцii. Розширення арсеналу прийомiв обчислень, спiвставления фактов, пошуки шляхiв до поставленоi мети - все це розвивае творчi здiбностi, самостiйнiсть, новаторство. Математичнi задачi створюють можливостi самоконтролю за якiстю засвоeння навчального матерiалу. Саме тому бiльшiсть часу на уроках видiляеться для розв'язування рiзноманiтних задач. (djvu) yadi.sk |
 | Лоповок Л. М. Сборник задач по геометрии для 6—8 классов: Пособие для учителей/Под ред. д-ра пед. наук проф. И. Ф. Тесленко.— К.: Рад. шк., 1985.—104 с. Пособие содержит более 1000 геометрических задач на вычисление, построение и исследование ко всем соответствующим пунктам учебного пособия «Геометрия, 6—10» А. В. Погорелова. К задачам даются ответы, а к наиболее сложным — решения и указания к решениям. Задачи можно использовать для дифференцированных самостоятельных работ, для индивидуальных классных и домашних заданий. Предназначается для учителей математики общеобразовательной школы. (djvu) yandex |
Спасибо
kknop за книги и
mkutubi за помощь в оформлении топика.
Наверно для составителя задачника самая большая награда, если его задачи кто-то будет (пытаться) решать.
Из последней книжки задача
725*. Основание пирамиды - прямоугольный треугольник. Периметры боковых граней 32 см, 34 см и 36 см. Зная, что все ребра одинаково наклонены к плоскости основания, найти объем пирамиды.
Решение. Поскольку ребра одинаково наклонены, скажем, под углом `alpha` к плоскости основания, то все они одинаковы по длине, поскольку равны `h/sin alpha`, где `h` высота пирамиды. Обозначим их длину b. Теперь можем написать теорему Пифагора для основания пирамиды `(32-2b)^2+(34-2b)^2=(36-2b)^2` Отсюда приходим к квадратному уравнению `b^2-30b+221=0`, из которого находим b=13 или b=17. 17 не подходит, поскольку в этом случае меньший катет был бы отрицательным. Получается b=13, катеты равны 6, 8, гипотенуза 10. Равные боковые ребра под равными углами к основанию дают равные проекции на основание. Это означает, что основание высоты пирамиды лежит в центре окружности, описанной около основания, то есть в середине гипотенузы. Теперь можно вычислить высоту пирамиды по теореме Пифагора `h=sqrt(13^2-5^2)=12`. Теперь у нас есть все данные для вычисления объема пирамиды: `V=1/3*(6*8)/2*12=96`.
Действительно, его книги известны в учительской среде. У меня дома есть Математические диктанты, сборник по стереометрии (1959 года), обе книги - наследство, и 1000 проблемных задач. Прекрасные книги и замечательный автор.
Alidoro, здорово!
Гость, большое спасибо за обратную связь. За эту книгу благодарности kknop'у.
доцент. Хмель В.П.
Да, спасибо. Гугл говорит именно это. Но статья не подписана фамилией, поэтому я предпочла оставить как есть.