22:20

Простыми словами

Бояться ошибки — по сути то же, что бояться истины. Тот, кто боится промахнуться, уже тем самым неспособен сделать открытие. Ошибке, как препятствию на дороге, страх оступиться придает каменную неуязвимость. В самом деле, что, как не страх, вынуждает нас отчаянно цепляться за те «истины», которые мы сами однажды провозгласили — или которым, с незапамятных времен, привыкли доверяться безоговорочно. Когда нас влечет за собою истинная жажда познания (а не боязнь нового, не стремление поскорее забиться в уютную нишу), тогда ошибка, подобно горю или страданию, очищающей волной проходит сквозь наши души. Волна отхлынет — и остается обновленное знание.
Александр Гротендик. «Урожаи и посевы»

Вчера, 28 марта, исполнилось 86 лет со дня рождения одного из выдающихся математиков современности, входившего в группу Бурбаки, Александра Гротендика. Пожелаем ему здоровья и всего самого хорошего!

Википедия
Александр Гротендик (нем. Alexander Grothendieck; 28 марта 1928, Берлин) — французский математик, входил в группу математиков, которые выступали под псевдонимом «Николя Бурбаки».
Биография
(Почитайте! Производит впечатление...) Многое из этого он пишет в «Урожаях и посевах», но тем не менее...
Родителями Александра Гротендика (Шурика — в семье были приняты уменьшительные имена) были анархисты. Отец — беженец из России Александр (Саша) Шапиро (1889, Новозыбков — 1942, Освенцим), активный участник революции 1905 года, был приговорён к смертной казни, заменённой ввиду несовершеннолетия лишением свободы. Неоднократно пытался бежать, во время одного такого побега был ранен в руку, которую пришлось ампутировать. В Германию он прибыл с подложными документами на имя Александра Танарова, под какой фамилией его часто упоминают биографы Гротендика; пользовался также конспиративным именем Саша Пётр.[2] Считая недопустимым для анархиста работать на эксплуататора, был уличным фотографом. Мать — Иоганна (Ханка) Гротендик (1900—1957) родилась в бюргерской семье в Гамбурге, но восприняла идеи анархизма, уехала от родителей в Берлин и писала статьи в левые газеты об авангардном искусстве и политике. Будучи противниками буржуазной семьи, они брак не регистрировали, поэтому Шурик формально считался сыном матери-одиночки и носил её фамилию, что помогло ему выжить при фашистском режиме.
Когда в 1933 году Гитлер встал у власти, отцу Гротендика как еврею пришлось бежать во Францию. В конце года за ним последовала и мать. Ребёнка отдали на воспитание в семью Гейдорнов, живших в предместье Гамбурга. Родители принимали активное участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. После победы Франко они возвратились во Францию. К этому времени террор в Германии усиливался. Стали не только выявлять евреев по документам, но также и интересоваться теми, кто не соответствовал канонам «арийской расы», поэтому маленькому Шурику оставаться было опасно, причём его приёмные родители и сами имели четверых детей. Они списались с родителями Шурика и отправили его к ним, незадолго до начала войны.
В 1940 году родители Гротендика и он сам были интернированы. Отца отправили в лагерь смерти Освенцим, где он и погиб. Мать и сын были заключены в лагерь для интернированных в Риекро́ (Rieucros). Порядки в этом лагере были довольно терпимыми, и Шурику было разрешено посещать лицей в близлежащем городке. В лицее ему часто приходилось драться с учениками, которые считали его оккупантом, не зная, что его родители были антифашистами. Однажды он даже сбежал из лагеря, решив добраться до Гитлера и убить его, но к счастью это ничем плохим для него не кончилось. Через два года мать и сын разъединились — Ханку отправили в другой лагерь, а Шурик попал в детский дом в городе Шамбо-на-Линьоне (Chambon-sur-Lignon), возглавляемый благотворительной организацией «Швейцарская помощь», которая спасала детей евреев, антифашистов и беженцев. Чтобы закончить среднее образование, он поступил в Севеннский колледж (Collège Cévenol). Уже тогда ему стало ясно, что он имеет большие математические способности.
читать дальше
А вот отец Гротендика, Александр Петрович Шапиро. О нем тоже есть статья в Википедии:

Александр Петрович Шапиро, псевдонимы Александр Танаров, Саша Пётр и Саша Пьетра (1889 или 1890—1942) — деятель российского и европейского анархистского движения, отец выдающегося математика Александра Гротендика.
Его биографию можно прочитать здесь.


Математические работы
читать дальше

Особенности математического творчества
читать дальше


Хочу процитировать еще кусочек книги Гротендика «Урожаи и посевы». Я бы не сказала, что эта книга — простое чтение. Но оно стоит того, чтобы потратить на него некоторое количество душевных сил.
читать дальше
Ссылка на книгу на сайте МЦНМО:
www.mccme.ru/free-books/grothendieck/RS.html


Парочка фото.




@темы: История математики, Люди

Комментарии
30.03.2014 в 00:26

Эллипс - это круг, который можно вписать в квадрат 25х40
Amicus Plato, Спасибо... :red: :red: :red:
не лёгкая биография...
30.03.2014 в 21:54

Простыми словами
All_ex, не лёгкая биография...
Когда его читаешь, он как-то странно это описывает. Очень отстраненно... Совершенно непонятно, что он чувствовал...
Такое впечатление, что он "внутри себя" жил гораздо более интенсивно, чем вне...
31.03.2014 в 15:06

А у меня цель ознакомиться с его творчеством хотя бы лет за 20. Но когда хотел понять с чего хотя бы начинать, то ничего не понял и решил с алгебры начать, теории групп. Абсолютно не понятно какая область примерно, кроме того что есть 2 слова - топология и группа. А самое интересное то, что на русском урожаи и посевы и ещё одна какая-то. Не переводили что ли вообще...а столько людей восторгаются, гений говорят. Странно...
31.03.2014 в 15:20

Простыми словами
Груша Вильямс, я так понимаю, это из-за того, что он резко порвал с математическим истеблишментом, и его как бы придали остракизму. В "Урожаях и посевах" он об этом пишет. Что везде третировали его учеников, а он сам как бы для всех перестал существовать. И даже его тематикой никто не хотел заниматься долгие годы.
А потом типа многое переоткрыли заново, и он снова остался не у дел...
Я так думаю, сложно будет найти его работы.
И еще думаю, что читать их тоже будет очень непросто...
31.03.2014 в 15:28

Amicus Plato, всё же "урожаи" надо почитать будет, я просто подумал, что в стиле Винера "Я - математик" будет.
И еще думаю, что читать их тоже будет очень непросто... да, когда новости про Мотидзуки были, ABC гипотеза, там коллеги по Пристону его писали, что он прочитал работы Гротендика будучи студентом и понял с первого раза, когда все их читают в аспирантуре и понимают лет через пять, частями. Вот думал на матфак и Гротендика потом читать, нирвану искать :)
31.03.2014 в 15:34

Простыми словами
Груша Вильямс, я просто подумал, что в стиле Винера "Я - математик" будет.
Я бы не стала ни с чем сравнивать... Это как раз чтиво из разряда нирвану искать
Т.е. вроде бы да, автобиография, но читается это как сплошная медитация. Сначала очень интригует, потом несколько утомляет... Но в сухом остатке я не жалею, что прочла. Правда, у меня был электронный текст, в котором некоторые куски были перемешаны в произвольном порядке. Поняла я это далеко не сразу :lol:
31.03.2014 в 15:50

Amicus Plato, кстати насчет его мыслей о боязни сделать ошибку. Это же всегда вроде было? Гаусс и пятый постулат Евклида, труды Абеля (он писал, но вроде их тоже не принимали и понимать не хотели), например. Мне вот абсолютно не страшно ошибку допустить, потому что "спроса" как бы не будет, а вот когда ты ученый-математик, степень имеешь, на конгрессы ездишь, то вполне разумно свои дико новаторские мысли не публиковать, особенно если и сам толком не понимаешь. Тот же Мотидзуки сейчас яркий пример, думаю его больше осуждают. Да и математика такая вещь, что если что-то ложное вначале будет, ошибку упустят, то вообще трагедия будет...и аргумент находится)
31.03.2014 в 16:07

И развивая тему, пусть придумана некая теория с новыми ранее невиданными объектами, пока разберутся зачем нужна она, может введение этих объектов излишне, пусть в итоге вышло, что они необходимы, в процессе создания теории мы приняли какое-то утверждение на веру либо "да это легко" потом вернусь, там допишу. Ну, как где-то читал, так и было с гипотезой Пуанкаре, вот тебе и математики-задачники и 150 лет. Получается в данном случае Гротендик сказал бы что теория плохая, хотя вдруг в его теории также будет. Да так и было вроде, гипотезы Вейля, его теория все не смогла красиво доказать, а доказательство Делиня вроде бы последней гипотезы ему не понравилось.
15.11.2014 в 16:53

Простыми словами
15.11.2014 в 01:40
Пишет  Alidoro:

Умер Александр Гротендик
Интересная судьба
www.svoboda.org/content/article/26692026.html

URL записи