Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Муниципальный этап 2013-14 г.г.
7 класс
1. Найдите какие-нибудь три последовательных натуральных числа, меньших 1000, произведение которых делится на 9999.
2. Одно из измерений прямоугольника увеличили на 99 см, а другое – уменьшили на 1 см, и получили новый прямоугольник. Можно ли утверждать, что площадь прямоугольника увеличилась? Ответ обоснуйте.
3. В конце каждого урока физкультуры учитель проводит забег и даёт победителю забега четыре конфеты, а всем остальным ученикам – по одной. К концу четверти Петя заслужил 29 конфет, Коля – 32, а Вася – 37 конфет. Известно, что один из них пропустил ровно один урок физкультуры, участвуя в олимпиаде по математике, остальные же уроков не пропускали. Кто из детей пропустил урок? Объясните свой ответ.
4. Одиннадцать семиклассников встали в круг. Они договорились, что некоторые из них всегда говорят правду, а все другие – всегда лгут. Каждому из них раздали по две карточки, и каждый сказал: «У меня карточки одного цвета», после чего каждый передал обе свои карточки своему соседу справа. Могли ли они все после этого сказать: «У меня теперь карточки разных цветов»?
5. На шахматной доске расставлено 8 ладей, не бьющих друг друга. Докажите, что в левой нижней четверти (квадрат 4×4) находится столько же ладей, сколько в правой верхней четверти.
Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Муниципальный этап 2013-14 г.г.
8 класс
1. Если в произведении двух чисел первый множитель увеличить на 1, а второй уменьшить на 1, то произведение увеличится на 2013. Как изменится произведение исходных чисел, если, наоборот, первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1?
2. Перемножили несколько натуральных чисел и получили 224, причем самое маленькое число было ровно вдвое меньше самого большого. Сколько чисел перемножили?
3. Прогульщик Вася в каждый понедельник сентября некоторого года пропускал по одному уроку, в каждый вторник – по два урока, в каждую пятницу – по пять уроков. Могло ли оказаться так, что за весь сентябрь он пропустил ровно 64 урока? (Все субботы и воскресенья сентября были выходными, а остальные дни – учебными).
4. Существует ли равнобедренная трапеция, диагональ которой делит ее на два равнобедренных треугольника?
5. На шахматной доске расставлены 8 ладей так, что они не бьют друг друга. Докажите, что на полях белого цвета расположено чётное число ладей.
Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Муниципальный этап 2013-14 г.г.
9 класс
1. Ненулевые числа x, y, z, t таковы, что `(x+1/(yzt))(y+1/(xzt))(z+1/(yxt))(t+1/(yzx)) > 0 `. Доказать, что xyzt>0.
2. Из произведения трех последовательных натуральных чисел вычли их сумму и получили нечетное число N . Докажите, что число N является произведением каких-то трех последовательных нечетных чисел.
3. Учитель дал задание: использовав ровно по одному разу цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, написать несколько простых чисел и найти их сумму. Какое наименьшее значение этой суммы могло получиться у учеников?
4. В треугольнике ABC угол С равен 135°. На стороне AB вне треугольника построен квадрат с центром О. Найдите ОС, если AB = 6.
5. На городской олимпиаде по математике каждому участнику присваивается шифр – произвольное число, оканчивающееся номером класса, в котором он учится. В олимпиаде по 6 и 7 классам приняли участие 75 детей, и оказалось, что сумма шифров шестиклассников равна сумме шифров семиклассников. На следующий год в олимпиаде по 7 и 8 классам приняли участие эти же 75 ребят. Могут ли суммы шифров этих теперь уже семи- и восьмиклассников опять оказаться равными? Обоснуйте свой ответ. (Шифры следующего года не связаны с шифрами предыдущего).
Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Муниципальный этап 2013-14 г.г.
10 класс
1. Известно, что уравнение `x^4 + a = 0` (`x` – переменная, `а` – некоторое число) имеет два различных корня. Сколько корней имеет уравнение `x^4 + a = x^2`?
2. Числа написаны в строчку, причём сумма любых трёх стоящих рядом чисел отрицательна, а сумма любых четырёх стоящих рядом чисел положительна. При каком наибольшем количестве чисел такое возможно?
3. Найдите все тройки различных простых чисел, попарные разности которых (из большего числа вычитается меньшее) – также три простых числа.
4. Какое наибольшее количество фишек можно поставить на шахматную доску, чтобы любая фишка могла перепрыгнуть через какую-то другую фишку на симметричное поле (симметричное поле должно быть свободным).
5. На сторонах BC и BA треугольника ABC выбраны точки A1 и C1 соответственно так, что /_BAA1 = /_BCC1 . Биссектриса BL треугольника ABC пересекает отрезок A1C1 в точке K . Докажите, что A1K·CL= C1K ·AL.
Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Муниципальный этап 2013-14 г.г.
11 класс
1. Докажите, что для любых действительных чисел `x` и `y` выполнено неравенство `x^2+y^2+1 >= xy+x+y.
2. Бесконечная арифметическая прогрессия, состоящая из натуральных чисел, содержит число `a` и его квадрат. Докажите, что она также содержит и куб числа `a`.
3. Квадратный трёхчлен f (x) таков, что каждое из уравнений f (x) = x-1 и f (x) = 2-2x имеют ровно по одному решению. Докажите, что трёхчлен f (x) не имеет корней.
4. Пусть α, β, γ – плоские углы трехгранного угла. Докажите, что числа sin α/2, sin β/2, sin γ/2 являются длинами сторон некоторого треугольника.
5. В клетках квадрата 7×7 расставлены действительные числа. Оказалось, что сумма чисел в любом трёхклеточном уголке (повёрнутом как угодно) положительна. Обязательно ли сумма чисел во всем квадрате также положительна?
Гулевич С. А. Тверские городские математические олимпиады 2001-2009 годов / С.А. Гулевич. - Тверь: Тверская областная типография, 2010 - 80 с.: ил.
В этот сборник включены задачи тверских городских математических олимпиад, проводившихся с 2001 по 2009 года. Большинство из этих задач заимствовано из разных сборников, однако указать автора каждой задачи не представляется возможным. В подборке задач принимали участие преподаватели ТвГУ А.И.Гусев и В.И.Охота а также учителя математики Б.И.Ольшанский, А.А.Сахаров, Г.В.Савенков, С.А. Иванов. Все задачи снабжены решениями, по большей части краткими. Сборник предназначен как для учителей математики, так и для «продвинутых» школьников, желающих самостоятельно готовиться к математическим олимпиадам разного уровня.
7 класс
1. Найдите какие-нибудь три последовательных натуральных числа, меньших 1000, произведение которых делится на 9999.
2. Одно из измерений прямоугольника увеличили на 99 см, а другое – уменьшили на 1 см, и получили новый прямоугольник. Можно ли утверждать, что площадь прямоугольника увеличилась? Ответ обоснуйте.
3. В конце каждого урока физкультуры учитель проводит забег и даёт победителю забега четыре конфеты, а всем остальным ученикам – по одной. К концу четверти Петя заслужил 29 конфет, Коля – 32, а Вася – 37 конфет. Известно, что один из них пропустил ровно один урок физкультуры, участвуя в олимпиаде по математике, остальные же уроков не пропускали. Кто из детей пропустил урок? Объясните свой ответ.
4. Одиннадцать семиклассников встали в круг. Они договорились, что некоторые из них всегда говорят правду, а все другие – всегда лгут. Каждому из них раздали по две карточки, и каждый сказал: «У меня карточки одного цвета», после чего каждый передал обе свои карточки своему соседу справа. Могли ли они все после этого сказать: «У меня теперь карточки разных цветов»?
5. На шахматной доске расставлено 8 ладей, не бьющих друг друга. Докажите, что в левой нижней четверти (квадрат 4×4) находится столько же ладей, сколько в правой верхней четверти.
8 класс
1. Если в произведении двух чисел первый множитель увеличить на 1, а второй уменьшить на 1, то произведение увеличится на 2013. Как изменится произведение исходных чисел, если, наоборот, первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1?
2. Перемножили несколько натуральных чисел и получили 224, причем самое маленькое число было ровно вдвое меньше самого большого. Сколько чисел перемножили?
3. Прогульщик Вася в каждый понедельник сентября некоторого года пропускал по одному уроку, в каждый вторник – по два урока, в каждую пятницу – по пять уроков. Могло ли оказаться так, что за весь сентябрь он пропустил ровно 64 урока? (Все субботы и воскресенья сентября были выходными, а остальные дни – учебными).
4. Существует ли равнобедренная трапеция, диагональ которой делит ее на два равнобедренных треугольника?
5. На шахматной доске расставлены 8 ладей так, что они не бьют друг друга. Докажите, что на полях белого цвета расположено чётное число ладей.
9 класс
1. Ненулевые числа x, y, z, t таковы, что `(x+1/(yzt))(y+1/(xzt))(z+1/(yxt))(t+1/(yzx)) > 0 `. Доказать, что xyzt>0.
2. Из произведения трех последовательных натуральных чисел вычли их сумму и получили нечетное число N . Докажите, что число N является произведением каких-то трех последовательных нечетных чисел.
3. Учитель дал задание: использовав ровно по одному разу цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, написать несколько простых чисел и найти их сумму. Какое наименьшее значение этой суммы могло получиться у учеников?
4. В треугольнике ABC угол С равен 135°. На стороне AB вне треугольника построен квадрат с центром О. Найдите ОС, если AB = 6.
5. На городской олимпиаде по математике каждому участнику присваивается шифр – произвольное число, оканчивающееся номером класса, в котором он учится. В олимпиаде по 6 и 7 классам приняли участие 75 детей, и оказалось, что сумма шифров шестиклассников равна сумме шифров семиклассников. На следующий год в олимпиаде по 7 и 8 классам приняли участие эти же 75 ребят. Могут ли суммы шифров этих теперь уже семи- и восьмиклассников опять оказаться равными? Обоснуйте свой ответ. (Шифры следующего года не связаны с шифрами предыдущего).
10 класс
1. Известно, что уравнение `x^4 + a = 0` (`x` – переменная, `а` – некоторое число) имеет два различных корня. Сколько корней имеет уравнение `x^4 + a = x^2`?
2. Числа написаны в строчку, причём сумма любых трёх стоящих рядом чисел отрицательна, а сумма любых четырёх стоящих рядом чисел положительна. При каком наибольшем количестве чисел такое возможно?
3. Найдите все тройки различных простых чисел, попарные разности которых (из большего числа вычитается меньшее) – также три простых числа.
4. Какое наибольшее количество фишек можно поставить на шахматную доску, чтобы любая фишка могла перепрыгнуть через какую-то другую фишку на симметричное поле (симметричное поле должно быть свободным).
5. На сторонах BC и BA треугольника ABC выбраны точки A1 и C1 соответственно так, что /_BAA1 = /_BCC1 . Биссектриса BL треугольника ABC пересекает отрезок A1C1 в точке K . Докажите, что A1K·CL= C1K ·AL.
11 класс
1. Докажите, что для любых действительных чисел `x` и `y` выполнено неравенство `x^2+y^2+1 >= xy+x+y.
2. Бесконечная арифметическая прогрессия, состоящая из натуральных чисел, содержит число `a` и его квадрат. Докажите, что она также содержит и куб числа `a`.
3. Квадратный трёхчлен f (x) таков, что каждое из уравнений f (x) = x-1 и f (x) = 2-2x имеют ровно по одному решению. Докажите, что трёхчлен f (x) не имеет корней.
4. Пусть α, β, γ – плоские углы трехгранного угла. Докажите, что числа sin α/2, sin β/2, sin γ/2 являются длинами сторон некоторого треугольника.
5. В клетках квадрата 7×7 расставлены действительные числа. Оказалось, что сумма чисел в любом трёхклеточном уголке (повёрнутом как угодно) положительна. Обязательно ли сумма чисел во всем квадрате также положительна?
В этот сборник включены задачи тверских городских математических олимпиад, проводившихся с 2001 по 2009 года. Большинство из этих задач заимствовано из разных сборников, однако указать автора каждой задачи не представляется возможным. В подборке задач принимали участие преподаватели ТвГУ А.И.Гусев и В.И.Охота а также учителя математики Б.И.Ольшанский, А.А.Сахаров, Г.В.Савенков, С.А. Иванов. Все задачи снабжены решениями, по большей части краткими. Сборник предназначен как для учителей математики, так и для «продвинутых» школьников, желающих самостоятельно готовиться к математическим олимпиадам разного уровня.
matem-tver.3dn.ru
URL комментария