Step by step ... Informazioni sulle gare, come allenarsi, chi corrompere.
Внимание!
четверг, 19 декабря 2013
URL
-
Поделиться
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
Комментарии
Вставить цитату
Не решается алгебра/высшая математика?.. ПОМОЖЕМ!
Авторизация
Записи
- Календарь записей
- Темы записей
-
3442 ЕГЭ
-
2237 Стереометрия
-
2223 Интегралы
-
1863 Теория вероятностей
-
1821 Планиметрия
-
1663 Пределы
-
1360 Производная
-
1318 Тригонометрия
-
1185 Линейная алгебра
-
1001 Литература
-
908 Ряды
-
833 Высшая алгебра
-
718 Теория чисел
- Список заголовков
Главное меню
Добавим в каждую команду по одному человеку, получим 1,2,3,4. Затем считаем сколько способов образовать команды, чтоб в одной из них было 4 человека. Из 1,2,3,4 видно, что если добавить в какую-нибудь из команд 3 человека, то всё однозначно определится, значит `C^4_7`. Теперь добавим в какую-то команду двух человек, например, в первую
1,2,3,4
5
6
тогда седьмой человек, будет входить во вторую, третью или четвертую, таким образом `(3C^3_7)/3=C^3_7`.
Затем одного добавляем, например, в первую
1,2,3,4
5
тогда раскидать двух оставшихся можно девятью способами: оба входят во вторую, третью или четвертую (3), один во вторую, другой в третью и наоборот (2), один в третью, другой в четвертую и наоборот (2), один во вторую, другой в четвертую и наоборот (2), таким образом `(9C^2_7)/2`.
p.s. мне кажется, что в `(9C^2_7)/2` входит что-то из `C^3_7`, как отобрать не знаю.
Стыдно, сразу не вспомнил формулу и структуру, которую проходил в вузе и ночью заново её вывел )))
p.s. школьникам давать задачу - жестоко.
1) 1-1-1-4 ... выбираем `C_7^4`вариантов для последней команды... остальные три участника однозначно делятся на три команды...
2) 1-1-2-3 ... выбираем `C_7^3`вариантов для последней команды И `C_4^2`вариантов для третьей команды... остальные два участника однозначно делятся на две команды...
3) 1-2-2-2 ... выбираем `C_7^2`вариантов для последней команды И `C_5^2`вариантов для третьей команды И `C_3^2`вариантов для второй команды... оставшийся участник образует первую команду...
И не забываем учесть перестановки последних трёх команд...
Итого, `N = C_7^3 + C_7^3 * C_4^2 + {C_7^2 * C_5^2 * C_3^2}/{3!} = 350`
Нужно найти функцию f(команд, человек)=f(m,n) - число способов разместить n человек по m командам, точнее f(4,7).
Очевидно, что f(x,x)=1 и f(1,x)=1
Пусть мы имеем m команд и (n-1) человек и известно f(m,n-1). Можно добавить n-того человека в любую команду любого такого разбиения, при это все новые комбинации будут различными. Также в f(m,n) входит случай, когда мы к (m-1) командам из (n-1) человек добавляем новую команду из нового человека.
Мы получили соотношение f(m,n)=m*f(m,n-1)+f(m-1,n-1) с начальными условиями f(x,x)=1 и f(1,x)=1.
Нужно вычислить f(4,7). Напишем небольшую программу и вычислим это значение в онлайн-компиляторе (а кому интересно, может вручную подсчитать). Удобнее всего написать программу на Хаскелле (обратите внимание, я туда записал только наше условие, для Хаскелла в данном случае этого достаточно):
Компилятор: www.compileonline.com/compile_haskell_online.ph...
Получили:
Executing the program....
350
Про Хаскелл я писал здесь: trotil.diary.ru/p179587552.htm?oam
Функция f(n,m) это не что иное, как числа Стирлинга второго рода: en.wikipedia.org/wiki/Stirling_numbers_of_the_s...
(в русскоязычной вики мало материала)
Кроме того, трудно предположить, что у школьника на олимпиаде будет доступ к компьютеру... хотя малые числа позволяют провести ручной счёт по указанным Вами формулам ...
Индуктивное соотношение получилось не очень сложным.
Подсчитать f(4,7) можно и вручную (я только дополнительно показал, как это изящно можно запрограммировать), у меня это заняло 5 минут с проверкой.
Общую формулу находить тоже необязательно.
Самое сложное - догадаться попробовать решать через индукцию.
Однако если школьник знаком с доказательством утверждения C(n.m)=C(n.m-1)+C(n-1,m-1), где применяется похожий приёмчик, будет проще.
Очевидно, что f(x,x)=1
Пусть x есть два, тогда число способов разместить двух человек в две команды равно двум: первый в первую, второй во вторую, и наоборот.
Вечером надо попробовать будет через f(m,n)
Получилось?
Этот приём полезен для некоторых комбинаторных задач.
Мы получили соотношение f(m,n)=m*f(m,n-1)+f(m-1,n-1) вот как углядеть, что f(m-1,n-1) не будет входить в m*f(m,n-1) ? У нас есть число способов размещения (n-1) человек по m командам f(m,n-1), в каждом таком способе можно получить ещё m команд добавляя одного человека в любую из m команд, итого вроде как однозначно определяется f(m,n)=m*f(m,n-1)
m*f(m,n-1) не покрывает некоторые комбинации f(m,n) и это можно понять, только имея наглядное изображение комбинаций f(m,n) на листочке, включая их всякие предельные случаи. Да, можно что-то пропустить, если действовать невнимательно.
Способ, который мне всегда помогал - проверить формулу прямым пересчётом комбинаций для небольших чисел. Тогда сразу становится видно, что что-то в формуле не учтено.
Алгоритм такой:
- выводишь формулу для частного случая (например, для f(2,4), получаешь значение для f(2,4)
- рисуешь на листочке все комбинации f(2,4) - сравниваешь.
- сошлось? Обобщаешь метод на f(m,n).
- не сошлось? Смотришь, какие комбинации не подсчитал / подсчитал несколько раз, переходишь к (1).
например f(2,3)
тире разделяет команды
1-2,3
2-1,3
3-1,2
больше нет способов
f(2,2)=1, f(1,4)=1, тогда f(2,3)=3*1+1=4 не сходится...
С другой стороны f(2,4)
1-2,3,4
1,2-3,4
1,3-2,4
1,4-2,3
2-1,3,4
3-1,2,4
4-1,2,3
7 способов то есть, больше вроде бы нет уже.
Но уже f(2,4)=4f(2,3)=12 даёт, что не порядок.
Не пойму, что не учел.
f(2,3)=2f(2,2)+f(1,2)=2*1+1=3 сходится)
f(2,4)=2f(2,3)+f(1,3)=2*3+1=7 сходится)
всё, норм)
p.s. просто без выходных из-за этих праздников работали, туплю жутко