Недавно в американской книжке «Законы Мерфи» я нашел четкую классификацию всех наук: «Если воняет, то это химия, когда ничего не работает — физика, а если понять нельзя ни слова — математика». Я всю жизнь борюсь с этим представлением. По моему мнению, математика — просто часть физики, экспериментальная наука, которая открывает человечеству самые важные и простые законы природы. В.И. Арнольд |
Сегодня день рождения одного из самых выдающихся математиков современности Владимира Игоревича Арнольда. Ему исполнилось бы 76 лет.

Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации;
Действительный член Академии наук СССР (Российской Академии наук) и
Российской Академии естественных наук;
Почётный член и Обладатель ряда Иностранных
научных наград ряда зарубежных Академий
и научных обществ;
Доктор физико-математических наук;
Профессор Московского Государственного
университета имени М.В. Ломоносова;
Профессор, Главный Научный сотрудник
Математического института имени В.А. Стеклова.
Википедия
Владимир Игоревич Арнольд (12 июня 1937, Одесса — 3 июня 2010, Париж) — советский и российский математик, автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики.
Биография
читать дальше
Звания
читать дальше
Названы в честь него
читать дальше
Задача о мятом рубле
читать дальше
Некоторые ссылки
читать дальше
Очевидное-невероятное с В.И. Арнольдом
Труды В.И. Арнольда
www.math.ru/history/people/arnold_vi
![]() |
Теория катастроф. М.: Наука, 1990. 128 с. |
![]() |
Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук. Первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов. (Выпуск 1 серии "Современная математика для студентов") М., Наука, 1989 — 96 с. |
![]() |
Задачи для детей от 5 до 15 лет. — М.: МЦНМО, 2004, 16 с. |
![]() |
Цепные дроби. (Серия: «Библиотека „Математическое просвещение"») М.: МЦНМО, 2000. — 40 е.: ил. |
![]() |
Математическое понимание природы - Изд.: МЦНМО, 2009, 144 стр. |
http://www.mathnet.ru/
![]() |
О преподавании математики // УМН, 1998, № 1, с. 229–235. |
![]() |
Математический тривиум // УМН, 1991, № 1, с. 225–232. |
www.ega-math.narod.ru/
![]() |
Истории давние и недавние. — М., ФАЗИС, 2002. 96 с. |
![]() |
ЯБ и математика // из книги «Яков Борисович Зельдович (воспоминания, письма, документы)» под ред. С. С. Герштейна и Р. А. Сюняева (М., Физматлит, 2008), с. 225–231. |
![]() |
Об А. Н. Колмогорове // из книги «Колмогоров в воспоминаниях» под ред. А. Н. Ширяева (М., Наука, 1993), с. 144–172. |
www.mccme.ru/free-books/
![]() |
Астроидальная геометрия гипоциклоид и гессианова топология гиперболических многочленов - МЦНМО, 2001, 80 стр. |
![]() |
Геометрия комплексных чисел, кватернионов и спинов - МЦНМО, 2002, 40 стр. |
![]() |
Группы Эйлера и арифметика геометрических прогрессий - МЦНМО, 2003, 44 стр. |
![]() |
Динамика, статистика и проективная геометрия полей Галуа - МЦНМО, 2005, 72 стр. |
![]() |
Нужна ли в школе математика? 2-е издание, стереотипное - МЦНМО, 2004, 32 стр. |
![]() |
Экспериментальное наблюдение математических фактов - МЦНМО, 2007, 120 стр. |
http://libgen.info
![]() |
Задачи семинара 2003-2004 - МЦНМО, 2005, 56 стр. |
![]() |
Жесткие и мягкие математические модели - МЦНМО, 2000, 32 стр. |
![]() |
Вещественная алгебраическая геометрия - МЦНМО, 2009, 88 стр. |
![]() |
Геометрические методы в теории обыкновенных дифференциальных уравнений - МЦНМО, 2002, 400 стр. |
![]() |
Что такое математика? 2-е издание, стереотипное - МЦНМО, 2008, 104 стр. |
![]() |
Задачи Арнольда - 2000, 454 c. |
![]() |
Избранное - 60. М., ФАЗИС, 1997 год. 815 стр. |
![]() |
Особенности каустик и волновых фронтов. 1996 год. 356 стр. |
![]() |
Обыкновенные дифференциальные уравнения. 4-ое изд. - Ижевск: Удм.ГУ, 2000. - 368 с. |
![]() |
Дополнительные главы теории обыкновенных дифференциальных уравнений - Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", М. , 1978, 304 стр. |
![]() |
Наука математика и искусство математиков - Москва, 24 июня 2008 г. |
mkutubi и Amicus Plato
М. А. Цфасман: Владимир Игоревич, если бы в этой аудитории нашлось несколько безумцев, которые хотели бы сохранить культуру, в том числе культуру математики, что бы Вы рекомендовали им делать?
— Знаете, это очень трудный вопрос. Я бы рекомендовал в преподавании в школе вернуться к Киселеву. Но это мое личное мнение. Мой учитель, Андрей Николаевич Колмогоров, очень меня убеждал, когда он начинал свою реформу, принять участие в этой реформе и переписывать все учебники, делать их по-новому и излагать, как он хотел, бурбакизировать школьную математику и так далее. Я категорически отказался, прямо чуть не поссорился с ним, потому что, когда он мне стал рассказывать свою идею, это был такой вздор, про который мне было совершенно очевидно, что пропускать его к школьникам нельзя. К сожалению, после него еще несколько академиков пропустили, и они сделали еще хуже, чем он. Я боюсь этим заниматься, сейчас я не берусь за это дело, в частности, пользуясь вот этим всем опытом. Уважаемые мною люди, А. Д. Александров, Погорелов, Тихонов, Понтрягин — все приняли участие и все написали плохо. Я могу точно сказать, что плохо написал Колмогоров, скажем, ну и про других тоже знаю; учебники, которые они предложили, могу критиковать, но не могу предложить своего учебника...
Я сам преподавал в школе (впрочем, в интернате — правда, это не обычная школа, но мне случалось и в обычной школе преподавать) — в интернате я читал лекции, про которые издана даже книжка Алексеева, который тут присутствует, по моим лекциям. Он был одним из слушателей, школьников, который записал эти самые лекции, упражнения, хорошая книжка «Теорема Абеля в задачах и решениях'». Там есть доказательство теоремы о том, что уравнение пятой степени неразрешимо в радикалах. При этом по дороге излагаются (для школьников!) комплексные числа, римановы поверхности, теория накрытий, теория групп, разрешимые группы и многое другое. Свой опыт, как, по-моему, надо преподавать математику, я многократно излагал конкретным образом по поводу конкретных вещей. Я читал различные лекции, записывал, издавал и так далее. Это я могу делать. Но стать во главе какого-нибудь большого такого проекта было бы страшно, потому что, на мой взгляд, здесь нужно иметь какую-то конкуренцию, при которой разрешается опыту лучших учителей выбиваться вверх, как это произошло с самим Киселевым, который вовсе не был лучшим математиком России и который добился крупнейшего успеха, многократно перерабатывая свою первоначально не такую уж удачную книгу. Здесь нужны хорошие учителя, это должны делать хорошие учителя, и они должны это сделать хорошо.
www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=viarn_nuzhnali