Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Важнейшей задачей обучения является создание положительного образа математики и у (как говорится) широкой общественности в целом, и у отдельных ее представителей. Молодые люди, оканчивающие школу и высшие учебные заведения, должны понимать наличие прямой связи между уровнем их математической культуры, математической образованности и личным успехом в жизни.
Конечно, здесь математикам потребуется серьезная государственная поддержка. Но есть еще одна задача, и ее решение почти целиком зависит именно от математического сообщества. Необходимо, чтобы упомянутые молодые люди по окончании школы вспоминали о математике как об одном из самых интересных, а также живом и (если угодно) веселом предмете. И когда мы слышим публичные признания в нелюбви и даже ненависти к школьной математике (от самих ли школьников, от взрослых), мы должны воспринимать это как серьезный упрек в наш адрес, в адрес учителей, авторов учебников, ученых и методистов всех уровней.

Шарыгин И.Ф.

  

Шарыгин И. Ф. Стандарт по математике : 500 геометрических задач : кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин.— 2-е изд.— М. : Просвещение, 2007.— 205 с. : ил.— ISBN 5-09-015642-5.
Книга посвящена проблеме математических образовательных стандартов. Автор излагает свою концепцию, которую можно озаглавить «Стандарт развития». В качестве образца, реализующего ее, предлагается образовательный стандарт по Геометрии. В него входят: содержание, требования к подготовке и система задач. Система задач содержит 500 задач, соответствующих трем учебным уровням.
Задачи снабжены решениями и методическими комментариями.
Скачать (djvu/rar, 3.06 Мб, 600dpi+OCR ) тут

  

Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1994.—222 с: ил.— ISBN 5-09-004601-8.
В книге изложены приемы составления занимательных заданий и методика их использования на уроках. Автор, учитель математики, заслуженный учитель России, не только описывает разнообразные занимательные методы обучения, но и предлагает более 500 содержательных задач, подобранных в соответствии с программой курса математики 5—9 классов.
Скачать (djvu/rar, 2.66 Мб, 600dpi+OCR ) тут



@темы: В помощь учителю, Литература

Комментарии
30.07.2010 в 14:37

Белый и пушистый (иногда)
Спасибо!
30.07.2010 в 15:17

Ни о чем не нужно говорить, ничему не следует учить, и печальна так и хороша темная звериная душа.
ага, спасибо большое, особенно за Шарыгина.
Вторая книга у меня есть в твердом виде, уже лет 10 (и много еще подобных). И вот странное дело: ученики, которых я учила, почти все... ммм... не обожали математику, но уроки математики, в основном любили и любят. Ну, и правда, я очень живенько веду: и поору, и ногами потопаю, и анекдот расскажу, и на коленку подую, и Пелевина обсужу. Я к чему: как-то не удалось мне ни живым стилем, ни этими самыми занимательными заданиями научить собственно алгебре или геометрии, ну т.е. конвертировать эту самую занимательность в пресловутые ЗУНы. НЕ уменьшить количество детского счастья - да, удавалось, а сформировать убеждение в наличии прямой связи между уровнем их математической культуры, математической образованности и личным успехом в жизни - нет. Что делать?:duma2:
30.07.2010 в 17:14

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
я очень живенько веду

`y=1/x` при х стремящемся к бесконечности, у стремится к 0
--Стремится - это как?
--Приближается к 0
Дальше по графику
--А если х=1000000?
--`y=1/1000000`
--А если 1000000000?
-- `y=1/1000000000`
--Ну когда-нибудь у превратится в 0?
--Нет
--Почему?
--Подойди к стенке
--Ну
--Прижмись
--Ну
--Еще сильнее прижмись
--Ну
--Еще сильнее
--А дальше то что?
--Ты стал стенкой?
--Нет
--А почему?
--....
--Вот поэтому и у никогда не станет 0
--А,понятно теперь)))


Реально, так и было))
Тяжело учителям, я думаю, любовь или не любовь к предмету не очень сильно от них зависит, это где-то раньше появляется((
30.07.2010 в 17:43

Ни о чем не нужно говорить, ничему не следует учить, и печальна так и хороша темная звериная душа.
Equilibrio.
шикарный пример! У меня что-то со стенкой было... но что-то другое
30.07.2010 в 17:46

На плечах гигантов, на спинах электронов
к.черный
твои ученики читают Пелевина?
завидую ))

А вообще, если серьезно, — восхищаюсь!

Equilibrio. :-D
хороший пример ))

Тяжело учителям, я думаю, любовь или не любовь к предмету не очень сильно от них зависит, это где-то раньше появляется((
Не знаю...
Мне кажется, что всё идет от первого учителя. Если он хорош, то всем последующим уже проще, и достаточно "не навредить". А если нет, то потом уже приходится "ломать сложившиеся стереотипы", и чем дальше, тем больше...

===
а сформировать убеждение в наличии прямой связи между уровнем их математической культуры, математической образованности и личным успехом в жизни - нет. Что делать?

Вот, кстати, мне это тоже очень интересно!
30.07.2010 в 18:30

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Ну, во-первых, я бы не стала канонизировать эти слова Шарыгина.
Во-вторых, вы как сами считаете - в настоящее время это верно или неверно? (кстати, когда это писал Шарыгин? Первое издание вышло в 2005, а он умер в 2004, надо поискать статью, в которой он это писал)

Кстати, вот нашла еще интересную его статью www.mediafire.com/?ynq3kq72s9ug4kk
И. Ф. Шарыгин, “Нужна ли школе 21-го века Геометрия?”, Матем. просв., 8, Изд-во МЦНМО, М., 2004, 37–52

к.черный
Естественно, что не сама занимательность конвертируется..
Однако за счет нее повышается желание решить задачу и тот, кто может пропустил бы все мимо ушей, - может быть, заинтересуется, прислушается и т.п.
Потом ты смотришь с позиции учителя старших классов. В младших все, наверное, немножко иначе.

Я вот немного не пойму.
Мы все в восторге от книг Перельмана, Лёвшина, Кордемского, Гарднера. Мы со слезами восторга вспоминаем о том, что выросли на этих книгах!..

Почему как доходит дело до школы все в этом духе воспринимается с таким скепсисом?

Я не высказываю никаких точек зрения
Мне просто интересно.
30.07.2010 в 18:34

Спасибо большое, что не забываете на нас! Книги очень нужные.
30.07.2010 в 18:43

Белый и пушистый (иногда)
Robot У нас другого не было (имею ввиду свое поколение). Для меня, например, практически настольными были Перельман ("Живая математика" и "Занимательная алгебра") и "Математическая смекалка" Кордемского. А все остальные развлечения - поиграть на школьном дворе в мяч (благо он был рядом, в 30 м от дома) или погонять мяч на пустыре. Телевизоры у нас в городе появились, когда мне было где-то 14.
А сейчас телевизор в детстве, потом компьютер, icq и т.п.
30.07.2010 в 18:54

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
VEk
Я все это понимаю.

Но правильно ли я Вас поняла?
Вы имеете в виду, что эти книги и всякие попытки в школе воссоздать в какие-то конкретные моменты определенную атмосферу, навеянную такими книгами, изначально обречены на неуспех?
Что они отжили свое?

janka-x
Очень рада вас видеть :)
30.07.2010 в 18:59

Ни о чем не нужно говорить, ничему не следует учить, и печальна так и хороша темная звериная душа.
Robot , да нет у меня скепсиса, есть удивление и даже некоторая оторопь: ну нет таких, которые прислушиваются и заинтересовываются. Есть (немного), которым уже до меня (и до школы) стало интересно. И большинство, для которых занимательность - способ не сойти с ума "от этой математики".
Мне просто интересно. Вот и мне.
30.07.2010 в 19:10

Белый и пушистый (иногда)
Книги, действительно, многие позиции сдали. Сейчас читают мало. В основном пытаются найти что- либо в интернете (старшеклассники).
Тут к.черный правильно сказала, что очень многое зависит от первого учителя. Вот моей старшей, на уроках внеклассного чтения в 1-м классе, задавали пересказ по сказке на какую-либо тему. И мы подбирали сказки, читали (тогда еще вслух), готовились. И она спокойно научилась говорить (литературный слог и т.п.), а потом читала книги сама. У остальных такого не было (в школе). И поэтому у них речь поставлена намного хуже.
30.07.2010 в 19:10

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
наглядные примеры хорошо запоминаются, в 9 классе, после очередной ошибки при раскрытии модуля

Учитель втыкает указку в стык доски
--Вот кол - это 0. У тебя какой рост?
--метр семьдесят
--Раскрываем: модуль меньше 170. Вот если тебя ногами к этому колу прикрепить и вращать. Вот где ты будешь? Вот там модуль меньше 170, а где тебя не будет, там больше

Хорошо запомнилось))
30.07.2010 в 19:14

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
VEk А читать времени не хватает,реально не хватает. Или спать нормально или читать, иначе никак. Хорошо сейчас можно в телефон книжки закачивать и читать ( на скучных уроках)
30.07.2010 в 19:26

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
Equilibrio.
Ключевые слова
на скучных уроках

Постарайся дать определение скучного урока.
точнее: чем для тебя скучный урок отличается от нескучного?
30.07.2010 в 19:37

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Robot
1 группа - то, что лично мне НЕ интересно, ну вот биология. От учителя конечно много зависит, но если в детстве не заложено что-то, то учитель ничего не сделает, вот у нас биологичка в младших классах классная была, она мне нравилась и учебник только ради нее читала, но НЕ ДАНО мне понять биологию и ничего тут не поделаешь, можно выучить вызубрить, но не понять и не полюбить
2 группа - когда НЕ интересно учителю,некоторые уроки литературы, когда чувствуешь, что учитель сам мягко говоря не любит это произведение, а иногда может и не читал.
3 группа - когда учитель ну как бы сказать, не в теме, ввели какой-то новый предмет и дали его не тому, у нас в 9 классе экономику дали историчке, теорию она рассказывала конечно, но с задачами полный 0, и любой вопрос ее в ступор вводит, поэтому целыми уроками писали под диктовку всякий бред.
30.07.2010 в 19:43

На плечах гигантов, на спинах электронов
О!
Вот меня интересует первая группа:

1 группа - то, что лично мне НЕ интересно, ну вот биология.

Что делать в этом случае?

Вот сидит у меня группа и не школьников, а студентов, вполне уже сложившихся людей, которые знают, что математику они: а) не знают, б) не любят, в) не хотят знать, г) она им нафиг не нужна в их будущей жизни.
И они специально пошли на этот факультет, где математики минимум.
А тут я, вся в белом!

И что делать?
Я понимаю, что вопрос риторический... Но честно говоря, животрепещущий.
30.07.2010 в 19:48

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Дилетант наверное ничего сделать нельзя, если учитель нормальный, то в лучшем случае можно не мешать ему, а вот если зверь, то труба или ему,или ученикам))

ЗЫ. Некоторые находят разумный компромисс)), например, вы мне сделаете презентацию, а я сделаю вид, что вы что-то знаете
30.07.2010 в 19:57

Я одна, но всё же я есть. Я не могу сделать всё, но всё же могу сделать что-то. И я не откажусь сделать то немногое, что могу (c)
да-с..
Первая группа кардинально отличается от второй и третьей ( в которых вина возлагается на учителя:) )
У меня такое было с физикой.. несмотря на Перельмана (кстати)

Дилетант
Согласна с Equilibrio.
Чаще всего за счет хорошего отношения/уважения к преподу они что-то делают, стараются хоть немного.
У тебя еще все осложняется невозможностью жесткого контроля за успеваемостью. Они знают, что все равно им поставят. Если бы существовала угроза отсева - частично было бы иначе..
30.07.2010 в 20:01

На плечах гигантов, на спинах электронов
Equilibrio.
Я, наверно, по этой классификации зверь. ((
Я всё время их тормошу, вызываю к доске, заставляю считать способы обмена ручек на карандаши, а карандашей на флэшки (всё это ношу с собой в количестве)...
И даже заставляю спасать звездочета :weep2:
Одного мальчика довела до того, что он, встречая меня в коридоре, каждый раз говорил, что корень из двух больше единицы! (А что делать, если они и такого не знают?)
И понимаю, что смотрят на меня как на душевно больную (( Но сделать ничего не могу (
30.07.2010 в 20:01

На плечах гигантов, на спинах электронов
Robot
У тебя еще все осложняется невозможностью жесткого контроля за успеваемостью. Они знают, что все равно им поставят. Если бы существовала угроза отсева - частично было бы иначе..
Да, пожалуй... Как-то я про это забыла )))
30.07.2010 в 20:02

Белый и пушистый (иногда)
И они специально пошли на этот факультет, где математики минимум.
Если они пошли в ВУЗ, в котором есть математика, даже минимум, надо пересилить себя и хоть что-то, но выучить. Другой вопрос, если она им не нужна вовсе, то, наверное, надо пересматривать программы, что им требуется, а что нет. Но это уже больше смахивает на ПТУ (были такие учебные заведения).
30.07.2010 в 20:07

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Дилетант нет, вы я думаю, не зверь, ручки, флэшки и т.д., это же интересно, хотя бы на некоторое время и в голове что-то остается, хотя бы в образе флэшки)). Зверь это когда бессмысленная жестокость, когда двойки стаями, дикие задания, дикие объемы, а в результате все равно поставят то, что надо, если уж зверствуешь, надо идти до конца, тогда может из страха учить будут))
30.07.2010 в 20:09

На плечах гигантов, на спинах электронов
Но это уже больше смахивает на ПТУ (были такие учебные заведения).
К сожалению, так и есть.

Вообще, давным-давно было какое-то постановление министерства образования об обязательном обучении математике абсолютно на всех специальностях. Даже у филологов сейчас есть.
Поэтому выбрать вуз вообще без математики невозможно.
С одной стороны, это, конечно, правильно. Но с другой очень тяжко вести "непрофильную математику".
30.07.2010 в 20:12

На плечах гигантов, на спинах электронов
Equilibrio.
кстати, я правда чувствую себя миссионером с бусинами.
Когда вытаскиваю пять флэшек, народ сразу оживляется и говорит: это все ваши? ))
После этого начинают "уважать".
30.07.2010 в 20:17

Белый и пушистый (иногда)
Есть институты без математики. Институт культуры, искусств, медицина. Только как правило, те, кто не может (скорее не хочет) освоить минимальные объемы по математике, никогда не станет и квалифицированным врачом. Везде нужен труд.
30.07.2010 в 20:19

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Дилетант :D , ну да это же прикольно, интереснее чем воображаемые шарики из воображаемых ящиков
30.07.2010 в 20:26

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
VEk вот вы конечно правы, но ведь нереально все учить, а каждый учитель считает что его предмет больше всего в жизни пригодится((
И еще, может я не права, но если учить всё - это тоже, что -ничего