08:35 

700 задач для 5-7 классов

wpoms.
Step by step ...
Балаян Э.Н. 700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике / Э.Н. Балаян. — Изд. 4-е, испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 217 с. : ил. — (Большая перемена)
В предлагаемом пособии рассмотрены различные методы и приемы решения олимпиадных задач разного уровня трудности для учащихся 5-6 классов.
Задачи, представленные в книге, посвящены таким, уже ставшим классическими, темам, как делимость и остатки, признаки делимости, инварианты, решение уравнений в целых числах, принцип Дирихле, задачи на проценты, числовые ребусы и т. п.
Ко всем задачам даны ответы и указания, а к наиболее трудным — решения. Большинство задач авторские, отмечены значком (А).
В заключительной части книги приводятся занимательные задачи творческого характера, вызывающие повышенный интерес не только у школьников, но и у взрослых читателей.
Ищем на gen.lib.rus.ec


Иванов С.В. (сост.) Математический кружок. Задачник первого-второго года обучения — СПб.: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1993, 68 стр.
Предлагаемая брошюра продолжает серию учебно-методических изданий Аничкова лицея. Она содержит около 700 задач по всем основным разделам «олимпиадной» математики и предназначена для руководителей кружков, преподавателей, учащихся и всех любителей математической литературы. Уровень сложности задач примерно соответствует кружкам математики 6—9 классов, но многие из них будут интересны и старшеклассникам.
Практически каждый преподаватель кружка математики сталкивался с тем, что задачи, необходимые для занятий, разбросаны по многочисленным сборникам. С другой стороны, математические кружки в нашем городе существуют уже длительное время (с 1930-х годов), и с тех пор сложились определенные традиции преподавания и оригинальный математический фольклор, недостаточно отраженный в литературе. В своей работе жюри ленинградских олимпиад по математике также использовало, как правило, только новые, специально придуманные для олимпиады задачи. Поэтому книга, содержащая «историю кружка в задачах», представляется весьма полезной.
Предлагаемый сборник составлен по материалам кружка, занимавшегося в Ленинградском дворце пионеров в 1989—90 годах под руководством С. В. Иванова и С. К. Смирнова, которые, в свою очередь, опирались на своих предшественников и учителей.
Ищем на facebook.com

@темы: Литература, Методические материалы, Олимпиадные задачи

01:03 

Сходимость последовательности

Могли бы проверить моё решение. Решение пункта 1 мне кажется довольно громоздким

Последовательность `a_n` такова: что
1) все `a_n in (0;1)`
2) `a_{n+1} < (a_n+a_{n-1})/2`

Вопрос:
1) Сходится ли `a_n`?
2) Найти множество возможных пределов `a_n`

Моё решение:
1) От противного. Во-первых сразу отметим, что `a_n` не может расходиться к бесконечности, так как она ограничена. Тогда нам нужно только доказать то, что последовательность имеет один предел (то есть нельзя выделить подпоследовательность, которая бы сходилась к другому пределу). Предположим, можно выделить две подпоследовательности, сходящиеся к `a` и `b`. Не теряя общности `a<b`.
Тогда рассмотрим такие соседние члены `a_k` и `a_{k+1}`, что `a_k` лежит в бесконечно малой окрестности `b`, а `a_{k+1}` в бесконечно малой окрестности `a`. Тогда `a_{k+2} < (a+b+2 epsilon) / 2 = (a+b)/2 + epsilon`. Поскольку мы можем устремить `epsilon to 0`, то можно сделать вывод, что `a_{k+2}` лежит вне окрестности точки `b`. Тогда получили, что одновременно `a_{k+1}` и `a_{k+2}` лежат вне окрестности точки `b`. Последующие члены последовательности будут обязательно меньше, чем `max(a_{k+2}, a_{k+1})`, а значит никак не смогу попасть в окрестность `b`, значит в её окретсности не может лежать бесконечно много точек, а значит `a_n` не может иметь двух пределов.
2) Множество `(0;1)`. Построим последователньность, которая сходится к фиксированному числу `a`: `a_0 = a, a_1 = a+epsilon_1, a_2 = (a_0 + a_1)/2-epsilon_2 , a_3 = a, a_4 = (a_2 + a_3)/2-epsilon_3, a_5 = a,.`
Здесь все эпсилоны символизируют бесконечно малые величины

@темы: Математический анализ

11:18 

Две случайных величины на отрезке

Добрый день! У меня есть задача, могли бы проверить моё решение.
Задача:
На отрезке `[0;1]` в точках `x,y` независимо выбранных из равномерного распределения, находятся два детектора элементарных частиц. Детектор засекает частицу, если она пролетает на расстоянии не более `1/3` от него. Известно, что поля восприятия покрывают весь отрезок. С какой вероятностью `y >= 5/6` ?
Моё решение:
1) Я нарисовал в квадрате 1х1 множество точек, которые удовлетворяют условию "детекторы покрывают весь отрезок"

2) Далее надо найти условную вероятность: Р(y > 5/6 | покрыт весь отрезок). Я буду искать эту вероятность как отношение благоприятных исходов ко всевозможным. Я полагаю, что априори мы попали в закрашенную область, значит в знаменателе стоит площадь двух закрашенных треугольников: `S = 2 * 1/3 * 1/3 * 1/2`. Теперь числитель. Я взял пересечение y >= 5/6 и двух закрашенных треугольников, получается один треугольник, площадь которого равна `1/6*1/6*1/2`
3) Нахожу их отношение, получаю `0.125`

@темы: Теория вероятностей

14:57 

Шифр

wpoms.
Step by step ...


Все цифры в десятичной записи натурального числа заменили на буквы, одинаковые цифры заменили одинаковыми буквами, разные --- разными и получили `GANGA.` Известно, что при делении `GANGA` на 7 в остатке получается `A,` при делении `GANGA` на 11 в остатке получается `N,` при делении `GANGA` на 13 в остатке получается `G,` кроме того, `G > A > N.` Каким может быть оригинальное число?



@темы: Теория чисел

12:58 

Уравнение с параметром

Найдите все значения a, при которых уравнение имеет единственное решение:

sqrt(x^4+(a-2)^4)=abs(x+a-2)+abs(x-a+2)



Заметим, что для f(x)=g(x)
f(x)=f(-x) и g(x)=g(-x)
Тогда единственное решение будет при x=0.

sqrt((a-2)^2)=abs(a-2)+abs(-(a-2))
(a-2)=t
abs(t^2)=abs(t)+abs(-t)
Рассмотрим два промежутка:
1. t>0 знаки ++- t^2+2t=0 t(t+2)=0 t1=0 t2=-2
2. t<0 знаки +-+ t^2-2t=0 t(t-2)=0 t1=0 t2=2

Тогда (a-2)=0
(a-2)=2
(a-2)=-2

a=0, a=2, a=4

Верно?

@темы: Задачи с параметром, ЕГЭ

16:59 

Решить задачу:

`10*u_t = u_{x x} + u_{yy} - 2*y;`
`u|_{x = 0} = 0, \ \ u_x|_{x = pi/2} = pi*y;`
`0 < x < pi/2`
`0 < y < pi`

@темы: Уравнения мат. физики

12:10 

Найдите стационарное распределение цепи Маркова, заданной переходными вероятностями p_ij
р00=1, рi,i+1=0,3, , pi,i-1=0,7, , pNN =0,7.


Я составила матрицу вероятностей. Но в строке N сумма вероятностей должна быть единица. У меня же в этой строке лишь одна 0,7.
Условие рi,i+1=0,3 выполняется только до N-1 строки....

И потом, решая систему, все вероятности у меня получаются равными нулю. Чего быть не может, так как должно выполняться условие нормировки.
Подскажите, пожалуйста, где у меня ошибка (конечно, видимо, ошибка как раз в построении матрицы)

@темы: Теория вероятностей

11:39 

Цепи Маркова

Найдите матрицу переходных вероятностей для Марковских цепей, описывающие следующий процесс:
в начальный момент времени 8 шаров размещены в двух урнах А и В поровну. На каждом шаге из общего числа 8 шаров случайно выбирается один шар и помещается с вероятностью 0,3 в урну А и с вероятностью 0,7 в урну В. Состояние цепи при каждом испытании—число шаров в урне А.


Мои рассуждения:
Цепь может находиться в 9-ти состояниях: 1 состояние - в А 1 шар; 2 состояние - в А 2 шара; 3 состояние - в А 3 шара;......; состояние 8 - в А 8 шаров; 9 состояние - в А 0 шаров.
Значит в начальный момент времени (транспонированный) вектор распределения имеет вид: (0, 0, 0, 0.3, 0, 0, 0, 0, 0.7)


Но я не уверена, что состояний и правда будет 9...

@темы: Теория вероятностей

13:45 

Система уравнений с параметром.

Здравствуйте, можете, пожалуйста, подсказать, как решать системы уравнений с параметром?
Может есть какое-нибудь пособие?

Можно разобрать на примере системы:
Найдите все значения параметра а.

1.((x-3)^2+(y+4)^2-17)*((2x+7)^2+(2y-9)^2)<=0
2. ax+y=1

@темы: Системы НЕлинейных уравнений, Задачи с параметром, ЕГЭ

20:26 

Уравнение

x^lgx=10

Очевидно, что один корень равен 10.
Второй 0.1

Но почему так?

@темы: Показательные уравнения (неравенства)

17:54 

Задача

При испытании на экономичность двух двигателей одинаковой мощности было установлено, что один израсходовал 300 г бензина, а второй, работавший на 2 ч меньше, израсходовал 192 г Если бы первый двигатель расходовал в час столько же бензина, сколько второй, а второй столько, сколько первый, то за это же время работы расход бензина в обоих двигателях был бы одинаковым. Сколько бензина в час расходует каждый двигатель? Укажите сумму числе в граммах.

Помогите решить задачу.
Что за что обозначать?

@темы: Школьный курс алгебры и матанализа

13:58 

Мат. логика, секвенциальное исчисление высказываний.

ackisha
I have diary now. Diaries are cool!
Добрый день. Есть следующее задание:
Если известно, что секвенции `\Gamma \rightarrow\Delta_{1} A\Delta_{2}` и `\Sigma_{1} A\Sigma_{2}\rightarrow\Pi` — аксиомы, доказать, что выводима секвенция
`\Gamma\Sigma_{1}\Sigma_{2}\rightarrow\Delta_{1}\Delta_{2}\Pi`. (`\Gamma, \Delta_{1}, \Delta_{2}, \Sigma_{1}, \Sigma_{2}, \Pi` — списки формул, A — пропозициональная переменная)

Что у меня уже получилось сделать:
1 случай: Пусть B — формула, входящая в `\Gamma` и секвенция `\Gamma\rightarrow\Delta_{1} A\Delta_{2}` является аксиомой "из-за" B. Тогда если B входит в `\Gamma`, то B входит либо в `\Delta_{1}`, либо в `\Delta_{2}`, тогда интересующая нас секвенция `\Gamma\Sigma_{1}\Sigma_{2}\rightarrow\Delta_{1}\Delta_{2}\Pi` выводима. При этом секвенция `\Sigma_{1} A\Sigma{2}\rightarrow\Pi` может являться аксиомой как "из-за" A, так и "из-за" другой переменной, входящей либо в `\Sigma_{1}`, либо в `\Sigma_{2}`
2 случай: Аналогично 1-му случаю, только теперь известно, что вторая секвенция является аксиомой не "из-за" A.

Что у меня сделать не получается: Доказать выводимость `\Gamma\Sigma_{1}\Sigma_{2}\rightarrow\Delta_{1}\Delta_{2}\Pi`, если обе исходные секвенции являются аксиомами "из-за" A. Не знаю даже, с какой стороны подойти.
Заранее спасибо за помощь!

@темы: Математическая логика

15:07 

Части кругов

wpoms.
Step by step ...


На прямой выбраны точки P, Q, R и S так, что PQ = RS (см. рис.). Отрезки PQ, RS, PS, QR - диаметры кругов. Прямая MN --- ось симметрии закрашенной области. Докажите, что площадь закрашенной области равна площади круга с диаметром MN.





@темы: Планиметрия

19:32 

Trotil
Головоломка.

Есть бесконечная река с пристанями, пронумерованными всеми целыми числами (..., -2, -1, 0, 1, 2, ...). По реке плывет корабль-призрак, из неизвестной начальной точки, с фиксированной, но неизвестной целочисленной скоростью - т.е. для каких-то неизвестных a, b в день i корабль останавливается в пристани ai+b.
Корабль-призрак можно засечь только ночью - то есть, чтобы его засечь, нужно остановиться в какой-то пристани на ночь - и если корабль в эту ночь был как раз в этой пристани, то мы его поймали. Нужно придумать стратегию (f(i) - в день i стоим в пристани i; f может быть любой, наша скорость не ограничена), позволяющую гарантированно за конечное (но не ограниченное и не обязательно оптимальное) число шагов поймать корабль.

@темы: Головоломки и занимательные задачи

19:30 

Сумма

wpoms.
Step by step ...


Сумма 63 различных натуральных чисел равна 2017. Найдите эти числа и обоснуйте, что других нет!



@темы: Теория чисел

10:14 

Тексты

wpoms.
Step by step ...
ЕГЭ

Три книги для скачивания у нас на сайте: задачи 17, 18, 19 из ЕГЭ

8-9 мая у нас на сайте в разделе КНИГИ (верхнее меню) выложены три книги для скачивания:

А.В. Шевкин. Экономические задачи. От простого к сложному (№ 17 из ЕГЭ).
А.В. Шевкин. Задачи с параметром. От простого к сложному (№ 18 из ЕГЭ).
А.В. Шевкин. Задачи 19 из ЕГЭ. От простого к сложному.

Замечания, предложения, другие способы решения с благодарностью принимаются по адресу: avshevkin@mail.ru.

www.shevkin.ru

Кружки

Блинков А. Последовательности — М.: МЦНМО, 2018. — 160 с.

www.twirpx.com

Крижановский А.Ф. Математические кружки. 5-7 классы — М.: Илекса, 2016. — 320 с.

nashol.com

Математика

А. Савватеев "Математика для гуманитариев"

usdp.ru/donate/

@темы: Литература, ЕГЭ

22:32 

Точки на прямой

wpoms.
Step by step ...


Треугольник $ABC$ ($AB < AC$) вписан в окружность $\omega.$ Пусть $I$ --- центр вписанной окружности треугольника $ABC,$ точка $M$ окружности $\omega$ выбрана на меньшей дуге $AB$ так, что $\angle AMI = 90^\circ.$ Пусть $D$ --- точка касания вписанной окружности треугольника $ABC$ с отрезком $BC,$ точка $N$ --- середина меньшей дуги $BC$ окружности $\omega.$ Докажите, что точки $M,$ $D$ и $N$ лежат на одной прямой.



@темы: Планиметрия

17:13 

Неравенство с модулем

1/abs(x-2)-1/abs(x+3)>=-1/6

Здравствуйте, подскажите, как решать?

@темы: Школьный курс алгебры и матанализа, Уравнения (неравенства) с модулем

15:40 

Теория принятия решений(теория вероятностей)

blackhawkjkee
Здравствуйте.
Уже несколько дней не могу разобраться как начать решать следующую задачу:

В двоичной системе связи передача информации происходит с помощью двух кодовых посылок, соответствующих двум сообщениям `s_0` и `s_1` . Потребитель информации принимает два сигнала `y_0` и `y_1` и декодирует их в символы «0» и «1» соответственно. Вероятности передачи в канал сообщений `s_0` и `s_1` равны `p (s_0 ) = 0,3` и`p (s_1 ) = 0,7`.
Наличие помех в канале связи, приводящих к искажению информации, характеризуется условными вероятностями:
`p ( y_0 | s_0 ) = p ( 0 | s_0 ) ; p ( y_1 | s_0 ) = p ( 1 | s_0 ) ;`
`p( y_0 | s_1 ) = p ( 0 | s_1 ) ; p( y_1 | s_1 ) = p ( 1 | s_1 ) .`
Определить алгоритм принятия решения и вычислить вероятность ошибки.

По примеру в методичке я сначала должен сформулировать гипотезы:
Пусть гипотеза `H_0` - передано сообщение `s_0`
Гипотеза `H_1` - передано сообщение `s_1`.

Тогда, пусть потребитель информации принимает сигнал `y_0`, которому присваивается символ «0». Находим вероятность этого события по формуле полной вероятности:
`p(y_0) = p(0) = P(H_0) P(0 | H_0) + P(H_1) P(0 | H_1) = 0,21`

Если даже это и верно(то что я написал выше), то дальше я не могу понять что делать.
Фотографии решения задачи из методички могу приложить, если понадобятся.
Заранее спасибо!

@темы: Теория вероятностей

21:20 

В треугольнике

wpoms.
Step by step ...


В треугольнике $ABC$ точки $D$ и $E$ --- основания высот треугольника, опущенных из вершин $B$ и $C$ соответственно. Точка $M$ симметрична точке $E$ относительно прямой $AC,$ точка $N$ симметрична точке $E$ относительно прямой $BC.$ Описанная окружность треугольника $CMN$, с центром $O,$ пересекает прямую $AC$ в точке $Q$ ($Q \neq C$). Докажите, что $QO \perp DE.$



@темы: Планиметрия

Не решается алгебра/высшая математика?.. ПОМОЖЕМ!

главная