Холщовый мешок
Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она занимается болтовней, в то время как должна работать
P.S. Мне кажется, что лучше избегать навешивания ярлыков



НОВАЯ ВЕРСИЯ ОГЭ
как инструмент и зеркало деградации образования

Восемь лет назад школа перешла на новый ФГОС, и в 2020 году ожидается первый выпуск 9 класса, обученный «по-новому». "Федеральный стандарт" внедряли «для повышения качества», потому интересно, насколько вырастет уровень этого выпуска по сравнению с предшественниками.

Недавно были выложены «для обсуждения» новые версии ОГЭ (выпускных экзаменов основной школы), переформатированные под ФГОС (см. www.fipi.ru/taxonomy/term/20618 ). Таким образом, у нас есть документы, которые, во-первых, позволяют судить о текущем уровне нынешних школьников («специалисты» ФИПИ, которые разрабатывали прототипы ОГЭ, знают его по результатам «всероссийских проверочных работ»), а во-вторых — будут определять тренд дальнейшего «развития» образования, поскольку речь идёт о государственной итоговой аттестации.

Остановимся на «царице наук» — математике. Если коротко, то новая версия ОГЭ подтверждает деградацию математических знаний школьников (таков итог внедрения ФГОС) и предопределяет эту тенденцию в будущем.

Перейдём к конкретике. Формат ОГЭ максимально приближен к профильному ЕГЭ по математике, что особо подчёркнуто в «спецификации» (см. www.fipi.ru/taxonomy/term/20618 ). Задания математического ОГЭ разделены на две группы: «с кратким ответом» (номера 1 — 17) и «с развёрнутым ответом», которые проверяют эксперты (номера 18 — 23). За верный ответ в «краткой задаче» дают 1 первичный балл, шесть последних заданий в первичных баллах оцениваются так: 2, 2, 2, 3, 3, 3. Максимальная суммарная оценка в первичных баллах — 32. Ровно так, как в ЕГЭ. Критерии оценивания и схема проверки тоже совершенно аналогичны егэшным.

Однако ОГЭ — это АТТЕСТАЦИОННЫЙ экзамен, его функция принципиально отличается от роли ВСТУПИТЕЛЬНОГО профильного ЕГЭ. И упаковать эти кардинально разные задачи в один формат получилось только потому, что профильный ЕГЭ, который взят в качестве эталона, своей теоретической функции не соответствует. Главный недостаток этого «единого экзамена» состоит в том, что в нём масса примитивных заданий (не имеющих никакого смысла в качестве задач вступительного экзамена) и много неподъёмной для нормального школьника «зауми». А вот задач среднего уровня, на котором прежде работала массовая школа, крайне мало. Таким образом, этот экзамен разводит учащихся в два коридора: дебильный (скажем грубо), с охватом более 90% выпускников, и продвинутый — «для избранных». Без середины, в которой по статистике и положено находиться основной массе.

В предложенном ОГЭ эта схема доведена до абсолюта. Первые 16 заданий этого экзамена имеют примитивный «базовый уровень», нацеленный на отслеживание простейших «компетенций» и вычисление по готовым формулам, которые в большинстве своём представлены в «справочных материалах». Тем, кто знаком с «задачами» выпускного базового ЕГЭ (11 класс), скажем коротко: «это оно». (Заметим, что таким образом снимается, наконец, кричащее противоречие современной школы, когда выпускной экзамен 9-го класса (ОГЭ) был сложнее аттестации за 11 класс.) Следующие 4 задачи (номера 17 «блока В» и 18 — 20 из «С») потребуют минимального напряжения извилин, но все они в рамках стандартных шаблонов, на которые давно отработаны алгоритмы натаскивания. Таким образом, адекватный школьник 21 — 23 первичных балла на этом ОГЭ может заработать влёт.

И тут самое время спросить: а что выпускнику от этого экзамена нужно?

В преамбуле объявлено, что для получения аттестата надо набрать ВОСЕМЬ первичных баллов, причём из них не менее двух — «по геометрии». Геометрия представлена в ОГЭ шестью задачами, из них 4 — простейшего «базового уровня». Читатель, не знакомый с состоянием современной школы, заглянув в эти задачи, скажет, что не набрать эти 8 баллов может только кретин.
Но это не так. Нулевые знания нынче могут демонстрировать вполне нормальные дети. В школе теперь «демократия»: свобода не учить и не учиться, её плоды осязаемы.

Итак, тройка — это 8 первичных баллов. Соответствие для четвёрки и пятёрки в первичных баллах не указано, но тут мы можем обратиться к шкале пересчёта баллов профильного ЕГЭ. Оценке выше 80 (это заведомая школьная пятёрка; для «подтверждения золотой медали» на ЕГЭ достаточно 70 баллов) там соответствуют первичные баллы 21 и выше. Так что все нормально успевающие или натасканные на ОГЭ дети получат «пять».

А больше им ничего от этого экзамена не требуется.

Примитивных «математических знаний» будет достаточно для оценки 4. Тройка (как уже было сказано) — уровень прежнего кретина.

И это — требования ГОСУДАРСТВЕННОЙ аттестации.
Как требуют — такой и будет массовая школа.

В ОГЭ есть ещё три задачи, о которых пока не было речи. Номер 21 — геометрия — наиболее адекватная из всех. Задание содержательное, доступное среднему школьнику, способное мотивировать к этому разделу математики. Но беда в том, что оно никому не нужно. Пятёрка получается и так, какой смысл тратить усилия на серьёзную геометрию?

А последние две задачи относятся строго к категории «зауми»: неподъёмная для нынешних школьников геометрия и олимпиадная задача по теории чисел, образца задания 19 профильного ЕГЭ 2018 года, когда число участников, полностью решивших его, укладывалось в несколько десятков по всей стране. Кстати, прогноз разработчиков по решаемости этих задач — от 3% участников (тут они ошибаются, будет меньше).

Так зачем такие задания в аттестационном экзамене? Притом что на итоговую оценку они заведомо никакого влияния оказывать не будут?

Ответ очевиден: чтобы сгладить крайнюю примитивность всего экзамена. Других причин нет.

Идут, правда, разговоры, что ОГЭ потребуется не только для аттестации, но станет ещё и вступительным экзаменом в профильные классы, и здесь окажется важным максимальный первичный балл. Но это — едва ли. Ибо в ОГЭ пока «маловато честности». Если там будут списывать ответы и решения, как нынче списывают на ВПР (см. vk.com/wall-62604527_24958 ), ни одна школа набирать учеников по таким критериям не станет. А распространение «честности» системы ЕГЭ на «основной экзамен» потребует финансовых затрат и приведёт к большим моральным издержкам (слоган «ненавижу ЕГЭ» распространится и на ОГЭ со всеми последствиями).

Однако, хотя в бюджете страны «денег нет», на дурное дело они почему-то находятся. И если такое случится, все «прелести» натаскивания на ЕГЭ перекочуют в основную школу в самой карикатурной форме, ибо, как уже было сказано, недостатки профильного ЕГЭ по математике доведены в ОГЭ до края.

Есть ещё одна характерная деталь, отличающая новую версию ОГЭ от прежней. Из экзамена исключили текстовую задачу. Заслуженный учитель РФ А.В.Шевкин по этому поводу пишет:

«Не стало текстовых задач, которые без требований что-либо доказывать могли бы удержать умение анализировать текст и рассуждать хоть на каком-то уровне»
(см. http://www.shevkin.ru/novosti/nashi-spory-o-trebovani.. ).

Не так давно в числе выпускных испытаний за 9 (или 8-й) класс был обязательный устный экзамен по геометрии. Каждый школьник доказывал у доски теоремы и объяснял своё решение задачи, аналогичной заданию 21 обсуждаемой версии ОГЭ, о котором шла речь выше.
Каждый!
Кроме знания предмета, надо было уметь рассуждать и говорить. Излагать свои мысли ясно и логично.

А сегодня на выпуске из основной школы дети проходят всего лишь «устное собеседование», где должны прочитать и пересказать текст и объяснить, что изображено на картинке (подробно этот балаган описан здесь — vk.com/wall-62604527_23248 ). Прежде по таким тестам (бывало) зачисляли в первый класс продвинутых школ.

Такова разница между советским образованием и «обучением по ФГОС».

vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_25246

@темы: Образование