15:01 

История с математикой

Ehrlich [DELETED user]
Добрый день.
Буду очень признателен тем, кто подскажет, как записывались математические расчеты в конце 16-первых годах 17 века в Италии. Насколько я понимаю, это все производилось буквами по-латыни?
Буду также благодарен за рекомендацию книг по данному вопросу.

@темы: История математики

Комментарии
2013-09-07 в 19:31 

Ak-sakal
Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Про "именно в Италии" не скажу. Но на рубеже 15-16 веков в Европе уже пользовались "арабскими" цифрами.
Правда, тут вопрос о хронологии спорный. Фоменко утверждает, что в это время написание цифр ещё не устоялось, и пятёрка (5) с шестёркой (6) подчас взаимозаменялись, что нетрудно увидеть на картине Дюрера "Меланхолия" (магический квадрат, см. рис), датируемой обычно 1514 годом.
На рисунке "Математики" 16 века из книги Глейзера Г. И. "История математики в школе", 1964, с. 219 тоже арабские цифры.
В записках Леонардо да Винчи (Италия) тоже арабские цифры, а ведь это по официальной хронологии только начало 16 века.
Ну а знаки действий на тот момент, кажется, ещё отсутствовали (боюсь напутать). Так что их, как и знаки типа "равно" заменяли словами.
Порекомендовать книги не могу, т.к. специалистом по истории математики не являюсь, но могу посоветовать ознакомиться:
1) Матвиевская, Учение о числе в Европе, 1971
2) Меннингер, История цифр. Числа, символы, слова, 2011
3) Молодший, Основы учения о числе в XVIII веке, 1953

2013-09-07 в 19:45 

Ehrlich [DELETED user]
Спасибо Вам огромное за исчерпывающий ответ!

2013-09-07 в 22:01 

Что же делает с людьми лень-матушка ...

Шаг №1, смотрим вики:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%...
Определяем список итальянских математиков соответствующего периода.

Шаг №2, гуглим фамилия автора + pdf
Немедленно находим самые известные работы:

Кардано
www.filosofia.unimi.it/cardano/testi/operaomnia...

Бомбелли
mathematica.sns.it/media/volumi/9/L%27algebra_b...

Шаг №3
Использование более редкой фамилии приводит на склад отсканированных книг итальянских математиков.
(На самом деле мы там оказались уже на шаге №2, но сразу это очевидным не оказалось)

mathematica.sns.it/opere/monografie.html

перевод Кальво Евклида 1574
mathematica.sns.it/opere/158/

перевод Командини арабских рукописей
mathematica.sns.it/opere/45/

Кто там был в начале 17-го то ? Ну, Галилея приплести можно.

шаг №4
смотрим как велась запись, но это уже сами ...

А Фоменко ваш - фантазёр.

2013-09-07 в 22:09 

Ehrlich [DELETED user]
спасибо))

2013-09-08 в 19:32 

Ak-sakal
Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
d_a, спасибо.
Посмотрел Бомбелли. В основном я был недалёк от истины: арабские цифры и слова или их сокращения для записи действий.

Что касается матушки-лени, то:

1) Не всем удалось родиться так поздно, как Вам. Вероятно, мой сын, Ваш ровесник, тоже достаточно "продвинут", чтобы считать ленью или тупостью отсутствие привычки и навыков всё нужное искать в интернете. Но я всё больше по-стариковски книжки бумажные читаю. Уж извините, с тем и помру, видимо.

2) Не всем удалось родиться так поздно, как Вам, чтобы иметь такой юношеско-максималистский подход к оценке чего бы то ни было, в том числе "фантазий" Фоменко. Со временем научитесь, я надеюсь, не выплёскивать из ванны вместе с водой и ребёнка.
У фантазёров, начиная с Ж.Верна, оказывается, присутствует очень много здравого смысла. Его просто надо в фантазиях увидеть.
Познакомившись в своё время с многочисленными "фантазиями" историков и лингвистов по поводу произведений Шекспира и связанных с этим проблемах становления английской письменности, я пришёл к выводу о том, что в конце 16 века написание букв английского алфавита ещё не было каноническим ни в скорописи, ни даже в печатных текстах. Почему бы не поверить, что такая же проблема существовала и с каноническим написанием цифр столетием ранее. Я же Фоменко не в качестве новой Библии предлагаю.

2013-09-09 в 00:03 

Кое-что об истории обозначений можно почерпнуть в книге
Никифоровский В. Из истории алгебры в XVI-XVII вв. Наука. 1979.
rusfolder.com/37948214

URL
2013-09-09 в 02:26 

Ehrlich [DELETED user]
Гость, спасибо!

2013-09-09 в 04:44 

Если речь идёт о знаках, то все обычно на Кэджори ссылаются

libgen

PS
На самом деле, оказывается, конец 16 века в Италии - время, когда запись изменяется.
Даже в энциклопедии (неожиданно) сравнивается запись у Кардано и у Бомбелли
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_mathematics/1769/%D...

2013-09-09 в 14:53 

Ehrlich [DELETED user]
d_a, верхняя ссылка, по видимости, битая, увы(

2013-09-09 в 15:05 

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов
Le levrier noir, это с либгеном что-то. Надеюсь, временное.

2013-09-09 в 15:11 

Нет, не битая. Просто сервер либгена в данный момент не работает.
Там был поиск по словам "mathematical notations"
Можно на bookfi.org это поискать

В результате находилось два издания Cajori; на букфи нет репринтного издания 1993, но старое есть.

2013-09-09 в 15:21 

Ehrlich [DELETED user]
Ясно) в принципе, информации для маленького кусочка в тексте более чем достаточно)
спасибо всем!

2013-09-09 в 15:33 

Florian Cajori. A history of mathematical notations. Vol. I. Notations mainly in elementary mathematics - Chicago, The Open Court Publishing Company, 1928, 451 p.
The study of the history of mathematical notations was suggested to me by Professor E. H. Moore, of the University of Chicago. To him and to Professor M.W. Haskell, of the University of California, I am indebted for encouraelnent in the pursuit of this research. As completed in August, 1925, the prescnt history was intended to be brought out in one volume. To Professor H. E. Slaught, of the University of Chicago, I owe the suggestion that the work be divided into two volumes, of which the first should limit itsclf to the history of symbols in elementary mathematics, since such a volume would appeal to a wider constituency of readers than would be the case with the part on symbols in higher mathematics. To Professor Slaught I also owe generous and vital assistance in many other ways. He examined the entire manuscript of this work in detail, and brought it to the sympathetic attention of the Open Court Publishing Company. I desire to record my gratitude to Mrs. Mary Hegeler Carus, president of the Open Court Publishing Company, for undertaking this expensive publication from which no financial profits can be expected to accrue.
I gratefully acknowledge the assistance in the reading of the proofs of part of this history rendered by Professor Haskell, of the University of California; Professor R. C. Archibald, of Brown University; and Professor L. C. Karpinski, of the University of Michigan.
libgen
Florian Cajori. A history of mathematical notations. Vol. II. Notations mainly in higher mathematics - Chicago, The Open Court Publishing Company, 1952, 367 p.
The larger part of this volume deals with the history of notations in higher lnathematics. The manuscript for the parts comprising the two volumes of this History was completed in August, 1925, but since then occasional alterations and additions have been made whenever new material or new researches came to my notice.
Some parts of this I-listory appeared as separate articles in scientific and educational journals, but later the articles were revised and enlarged.
I am indebted to Professor It. C. Archibald and to Professor L. C. Karpinski for aid in the arduous task of reading the proofs of this volume.
libgen

URL
2013-09-09 в 15:37 

Ehrlich [DELETED user]
Гость, спасибо!
Да, давно я не читал англоязычных книг по математике...

2013-09-09 в 16:16 

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов
Гость, большое спасибо!

     

Не решается алгебра/высшая математика?.. ПОМОЖЕМ!

главная